Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Брунов Б.С.
Брунов Борис Сергеевич (10.06.1922, Тбилиси- 01.09.1997, Москва)- конферансье, режиссер, педагог, общественный деятель, нар. арт. РСФСР (1985), профессор (1996). Из семьи обрусевших итальянских цирковых актеров Брунос (в конце XIX в. известен Папи Брунос акробат, участник цирковых пантомим). Родители Б. владели многими жанрами, но преимущественно работали на проволоке (эквилибристы) и как сверхметкие стрелки из ружей. В десять лет мальчик впервые вышел на манеж в номере родителей. Со временем освоил многие жанры: жонглирование, акробатику, игру на концертино и ксилофоне. С детских лет цирк привил ему чувство публичности, непринужденность, раскованность. Во время службы в армии (Дальний Восток) принимал участие в художеств, самодеят. Начал вести программу Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. В 1948 после демобилизации конферансье небольших концертных бригад, монологи, репризы брал из газет и журналов, из репертуара столичных гастролеров. В 1953 приехал в Москву, отсутствие своего репертуара помешало с первой попытки поступить в Москонцерт. Но остроумного, обаятельного молодого артиста заметили, Р. Зеленая взяла его под свою опеку. Известный артист эстрады и оперетты Р. Юрьев познакомил Б. с молодым публицистом М. Грином. В результате совместной работы в его репертуаре появились первые «положительные» фельетоны «В шесть вечера после работы» и «Будьте как дома» о Москве и ее будущем. Второй как нельзя более соответствовал теме торжественного концерта в Колонном зале Дома Союзов, и молодой конферансье оказался его участником (23 окт. 1954), а вслед за тем и штатным конферансье Мосэстрады. Продолжал учиться, все свободное время проводил в театрах, как конферансье внимательно наблюдал работу выступающих в его концерте артистов, в том числе академических театров. (В 1971 окончил Высшие режиссерские курсы, получив диплом режиссера эстрады и массовых зрелищ.) Быстро завоевывает ведущее положение, в 50-70-е гг. становится известным конферансье (нередко и постановщиком) всевозможных декад, фестивалей, праздников, проводившихся по всей стране. Б. выступал на Северном Полюсе (1956), в котловане Братской ГЭС, на открытии Кремлевского Дворца съездов, в Зеленом театре ЦПКиО, в маленьких сельских клубах
Каждая аудитория требовала особой манеры ведения концерта. Много работавший с ним Грин отмечал «удивительное, никогда не подводившее Б. чутье на реакцию зрителей». Умел вовремя вставить остроумную реплику, «обыграть» неожиданную ситуацию, рассказать анекдот. Но импровизационный дар и острота реакции сильнейшие качества Б, -конферансье не могли раскрыться в условиях строжайшей цензуры, когда отступление от утвержденного текста грозило серьезными неприятностями. Со временем его собственные «разговорные» номера стали короче, развернутые фельетоны уходили в прошлое, уступая место коротким злободневным репризам, куплетам (авторы Г. Териков, О. Левицкий, А. Цомук, А. Мерлин и др.). Выработал свою манеру исполнения «проговаривал» куплет, слегка напевал рефрен. Музыкальность, пластичность, чуть старомодное изящество отличали его «старого куплетиста» (куплеты «Ах, варьете»). В своих шутливых интермедиях использовал буффосинхронаду, фокусы с платочками (сам же их разоблачал), играл на концертино, на ксилофоне. С первого момента появления Б. на эстраде, с первых слов «Добрый вечер, здрасьте!» устанавливался контакт с залом. Лицо, фигура, все поведение излучали доброжелательность, оптимизм, его демократичность была без вульгарности, лукавство без язвительности. Любил публику и радовался предстоящему общению; представлял актеров уважительно, в то же время не предрешая зрительской оценки. Способность чувствовать время позволяла Б. занимать на эстраде ведущее положение в течение четырех десятилетий. Особой стороной деятельности Б.-конферансье являлись зарубежные гастроли, вел программы на многих иностранных языках. Использовал эксцентрику, трюки, элементы танца и др. Объездил весь мир, не однажды представлял наших артистов в США, Канаде, странах Южной Америки, Азии, Европе.
С 1983 худ. рук. и директор Моск. театра эстрады. Член жюри многих Всесоюз. и Всерос. конкурсов артистов эстрады. Вице-президент МСДЭИ. Член ряда общественных организаций: президиума ЦДРИ; Моск. городского фонда мира и др. Член политсовета движения «Наш дом Россия». Под его руководством (часто с непосредственным участием) проходили бенефисы, вечера памяти выдающихся артистов (Р. Зеленой, А. Миронова, В. Ильченко, Л. Утесова, К. Шульженко и др.). Активно выдвигал талантливую молодежь. Помогая советами, в своем конферансе стремился наиболее выгодно подать молодых артистов. С 1976 преподавал на фак-те эстрады ГИТИС (руководитель курса). Художественный вкус, любовь к эстраде и ее артистам в лице Б. удачно сочетались с талантом организатора.
Соч.: Главное- работа // СЭЦ. 1983. № 12; Гласность памяти // Огонек. 1987. № 13. С. 15-16; Спасибо за совместно прожитые годы. М., 2000.
Лит.: Шапировский Э. Конферанс и конферансье. М., 1970; Грин М. Публицист на эстраде. М., 1981. С. 35-42, 59-62, 141-142; Шароев И. Профессия- режиссер // СЭЦ. 1984. № 10.
Е. Д. Уварова
|
|