Вертинский А. Н. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Вертинский А. Н.

Вертинский Александр Николаевич
(21.03/02.04.1889, Киев- 21.05.1957, Ленинград) — артист, поэт, композитор, автор-исполнитель своих песен. Создатель жанра «грустных песенок Пьеро», впоследствии «песен Вертинского», поющий поэт, заложивший основы успешно развивающейся в России традиции.
Трудное сиротское детство, неоконченная гимназия, непреодолимое влечение к поэзии, театру, музыке привели юного В. в круг киевской богемы. Чтобы прокормиться, работал
корректором, грузил арбузы, продавал открытки. Мечтал о славе. С 1912 в Москве, после неудачной попытки выдержать экзамены на статиста в МХТ поступил в Мамоновский театр миниатюр, затем «Театр смеха и веселья». Исполнял короткие юмористические рассказы, куплеты, пародии собственного сочинения, кот. были замечены критикой: «Артист даже в чтении куплетов дает свой свежий жанр» (Рампа и жизнь. 1913. № 24). В 1914 «остроумный и жеманный», как писали рецензенты, В. бросил успешно начавшуюся артистическую карьеру и под именем «Брата Пьеро» работал в санитарном поезде, сделал 35 тыс. перевязок. В 1916 вернулся с фронта, начал ежедневные выступления на эстраде Петровского театра миниатюр. Не обладая ни выдающимися вокальными данными, ни вокальной школой, он в маске и костюме Пьеро исполнял несколько «ариэток»: «Минуточка», «Жамэ», «Сероглазочка», «Бал господен», «Маленький креольчик». Пришел успех, граничащий со скандалом. Критики недоумевали, размышляя о феномене В., упрекали в упадничестве, «кокаинном дурмане», банальности. «Мое искусство было отражением моей эпохи»,- скажет позднее В. Репертуар расширялся, рамки номера становились тесны, начались гастроли с сольными концертами. В 1919 В. покинул Москву в расчете на скорое возвращение. Концертировал по Украине, югу России и вместе с волной эмиграции осенью 1920 оказался в Турции. «Начиная с Константинополя и кончая Шанхаем я прожил длинную и не очень веселую жизнь эмигранта», — писал он в мемуарах. В Румынии, Польше, Германии, Франции, США, Китае «в дешевом электрическом раю», в сопровождении небольших оркестров, иногда гитары, фортепиано пел старинные романсы, цыганские песни. Продолжал писать и исполнять свои песни, появились знаменитые «Палестинское танго», «Желтый ангел», «Прощальный ужин», «Танго „Магнолия“» и др., стали песнями стихи А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, Г. Иванова, И. Анненского. Постоянные мысли о России, тоска по ней вдохновили на создание «В степи молдаванской», «Молись, кунак», «Чужие города».
В песнях В. предстает иллюзорный, разноцветный мир, населенный множеством причудливых персонажей, среди которых лакеи и лорды, матросы и адмиралы, епископы и клоуны, кокотки и принцессы… Резким взмахом руки, движением пальцев, надменной иронической полуулыбкой, легкой саркастической или скорбной гримасой В. показывал этих персонажей.
Исполнение строилось на контрастных переходах от плавных мелодических линий к энергичной ритмизированной речитации. Ирония снижала патетику, насмешливость прикрывала трагизм, бравурная веселость- душевную боль. Изощренное исполнительское мастерство, виртуозно разработанная интонационно-пластическая партитура, высочайший артистизм делали песни-новеллы В. большим искусством. Не случайно в исполнении других артистов они не имели такого успеха.
В 1943 после третьей просьбы В. разрешили вернуться на родину. Начались гастроли, выступления в концертных залах, небольших клубах, домах культуры. Несколько раз объехав всю страну, В. дал более трех тысяч концертов в сопровождении пианиста М. Брохеса. Молчание прессы, отсутствие пластинок (за рубежом они выходили миллионными тиражами), выступлений по радио, публикаций нот, стихов больно ранили артиста. И все-таки В. верил, что «лет через 30-40 меня и мое творчество вытащат из подвалов забвения». Пророчество сбылось. С конца 70-х гг. начали выходить пластинки В. (двойной альбом: «Александр Вертинский», 1990, «Мелодия» и др.). Выходят стихи, ноты, мемуары, посвященные его творчеству, книги и статьи.
В начале 50-х гг. В. снялся в фильмах: «Заговор обреченных» (кардинал, Гос. премия 1951), «Анна на шее» (князь) и др.
Соч.: Дорогой длинною… М., 1990; Романсы и песни. М., 1991.
Лит.: Иофьев  М. Профили искусства. М., 1965; Рудницкий  К. Александр Вертинский //Эстрада без парада. М., 1991; Савченко  Б. Кумиры забытой эстрады. М., 1991; Бабенко  В. Арлекин и Пьеро. Екатеринбург, 1992; Макаров  А. Александр Вертинский. М; Смоленск, 1998.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования