Вирский П. П. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Вирский П. П.

Вирский Павел Павлович (12/25.02.1905, Одесса- 05.06.1975, Киев) — танцовщик, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1960), лауреат Гос. премии СССР (1950, 1970). Интерес к сцене возник благодаря участию в домашнем театре. Танцем начал заниматься в студии В. Гамсахур-дия, затем на хореографическом отделении Музыкально-драматического ин-та (педагог — В. Пресняков). Отличные данные: хорошая фигура, рост, большой прыжок, темперамент помогли В. добиться быстрого успеха в балетной труппе Одесского театра и на эстраде (начало 20-х гг.). Исполнял номера собственной постановки с партнершами: Н. Владимировой (Танец апашей), 3. Кароссо (Мазурку). Особой известностью пользовался его «Танец французского матроса», эксцентрический номер (1924), в котором В. блеснул техникой и балетмейстерской фантазией: придуманный им прием «бортовой качки» будет использоваться многими. В 1925 организовал небольшой эстрадный коллектив (11 человек), исполнял обязанности администратора, режиссера и танцора. Гастролировали по югу Украины, что дало возможность познакомиться с местным танцевальным фольклором. С 1926 В. в Москве учится на хореогр. отделении Техникума им. Луначарского (педагоги- А. Мессерер, Л. Поспехин, В. Цаплин). Тут состоялась его встреча с Н. А. Болотовым (02.03.1904-16.06.1955), положившая начало плодотворному и разнообразному сотрудничеству. Еще студентами техникума они стали выступать с номером «Затейники», построенном, в основном, на соревновании в игре на балалайке и гармошке, которыми В. и Б. владели вполне профессионально. После окончания техникума (1928) совместно поставили несколько балетов («Красный мак», 1928, «Кармен», 1932, «Мещанин из Тосканы», 1936, и др.) в различных театрах страны. В. и Б. творчески дополняли друг друга: Б. по-режиссерски видел замысел спектакля в целом, а В. как миниатюрист заполнял танцевальным материалом совместно разработанную сюжетную схему. В их спектаклях были ярко очерченные персонажи, хорошо срежиссированные массовые танцевальные фрагменты, где классический танец обогащался движениями народного танца. В 1935, будучи художеств, рук. балетной труппы Киевского театра, В. организует небольшой экспериментальный коллектив для работы над сюитой украинских танцев. А в 1938, оставив театр, В. вместе с Б. создают ансамбль украинского танца. В 1940 ансамбль был переформирован в Ансамбль песни и пляски, на этом содружество В. и Б. распалось. (В 1948 Б. создает молдавский ансамбль «Жок».) С начала войны В. руководил фронтовым ансамблем, с 1943 становится главным балетмейстером Краснознаменного ансамбля Советской Армии. Под рук. В. танцевальная группа ансамбля, пополненная женщинами, выросла в сильнейший коллектив, репертуар расширился, видоизменился. В. обогатил лексику военной пляски движениями классического танца, а также русского, украинского, белорусского. Использовав приемы строевых учений — штыкового и сабельного боя, создал сюиту танцев всех родов войск, придав ей романтическую окраску. В этот московский период В. не порывал связей с эстрадой, создал несколько ярких хореографических миниатюр с оригинальным режиссерским решением: для И. Смирновой — «Тирольский танец» (1945), где использовал и ее вокальные данные, а для О. Всеволодской — «Воспоминание» (партнер В. Сталинский, муз. обработка старинных вальсов Н. Новикова, 1946) и «Танец с огоньком» (партнер И. Фролов, муз. А. Островского, 1949). В 50-е гг. В. возвращается в Ibc. ансамбль народного танца УССР. Поставленные им программы отличались характерной для В. поэтической обобщенностью образов, в них находили место юмор, сатира, героика, лирика («Ползунец», «Рукодельницы», 3-я редакция «Запорожцев», «Новогодняя метелица», «Гуцулка» и многие другие номера). Концерты ансамбля начинались танцем-приветствием — «Мы с Украины», а заканчивались виртуозным «Гопаком». Ансамбль много гастролировал по стране и за рубежом.
Лит.: Станишевский  Ю. Павло 1Мрский. Кшв, 1962; Шереметьевская  Н. Танец на эстраде. М., 1985.
Н. Е. Шереметьевская


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования