Вяльцева А. Д. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Вяльцева А. Д.

Вяльцева Анастасия Дмитриевна (1871, Трубчевск, Орловская губ.- 05/18.02.1913, С.-Петербург) — певица (меццо-сопрано), артистка оперетты. Родилась в бедной, простой семье, с восьми лет в Киеве работала ученицей в мастерской дамского платья, помощницей горничной в гостинице. С тринадцати лет статистка в балетной труппе СГЛенчевского, с шестнадцати — хористка в опереточной антрепризе И. Сетова. Летом 1893 — в петерб. «Аркадии», с осени в петерб. Малом театре (в оперетте С. Пальма), где худенькую девочку с прелестной улыбкой заметил А. Кугелъ. Иногда ей поручали маленькие роли (одной из сестриц в «Периколе» и др.). Однажды в спектакле «Цыганские песни в лицах», заменив исполнительницу второстепенной роли, с успехом спела песенку «Захочу- полюблю», которая позднее вошла в ее концертный репертуар. При поддержке меломана известного петерб. адвоката Н. Холева брала уроки пения у проф. С. Сонки. В 1897 в моек. «Эрмитаже» уже исполняла ведущие партии в «Периколе», «Малабарской вдове», «Прекрасной Елене». После успешного выступления с сольной программой романсов (1897) начала концертировать. Первая большая поездка (Орел, Курск. Киев, Харьков, Баку, Тифлис, Ростов-на-Дону) состоялась в 1902. Гастроли стали ежегодными. В. объехала всю страну, проявив в поездках недюжинный административный талант. На концертах пела много, бисировала, не жалея себя. «Зрители заплатили деньги, это их право», — говорила она. В СПб. и Москве давала 2-3 концерта в год в Дворянском собрании, остальное время пела в «Буффах», чередуя сольные концерты, которые ее утомляли, с участием в опереттах, где по требованию публики обычно тоже исполняла романсы. Пела в операх «Кармен», «Самсон и Далила», «Миньон», поставленных для нее в петерб. «Буффе», но успеха не имела. Звание «Несравненной» принесли романсы. Создала собственный «вяльцевский» репертуар, исполняя романсы и песни своего постоянного аккомпаниатора А. Таскина и других малоизвестных авторов: Н. Зубова (автор вяльцевского шлягера «Под чарующей лаской твоею», «Опьянела»), М. Штейнберга («Гай-да тройка», «Я вас ждала»). С большой натяжкой их можно назвать цыганскими. Сияющая улыбка, густой, оригинальный тембр голоса, таивший, по словам современника, «странный наркотический аромат», утверждали радость жизни, забвение горестей и мучительных проблем. И вместе с тем, как писал Кугелъ, «признаки анемичности носились над вяльцевскими песнями, и любовь, про которую пела В., была уже слегка осыпана пудрой» (Театральные портреты. С. 130). Великолепная фразировка, точная интонация, жест, сила художественного
внушения, а главное, яркая индивидуальность певицы обеспечивали успех непритязательным в поэтическом и музыкальном отношении песням: «Тебя не вырвут у меня», «Дай, милый друг, на счастье руку», «Ах, да пускай свет осуждает» и др. В. гордилась, что, крестьянка по происхождению, стала эталоном женственности, изящества, кумиром аристократических салонов, желанной гостьей избранных артистических кругов. Умерла в расцвете сил от болезни крови. Большую часть своего состояния завещала городской больнице. Анализируя ее искусство, Н. П. Россов отмечал «нервную утонченность всем пресыщенного города в самой непосредственности, отсутствие настоящей шири в самом неудержимом веселье» и не без основания связывал эти качества с модернизмом, образовавшим «причудливую смесь с… крестьянской кровью» (Любимица Киприды // Рампа и жизнь. 1913. № 20). Искусство  В. нашло своеобразное продолжение в творчестве другого представителя модернизма А. Вертинского, вышедшего на сцену чуть позднее.
Лит.: Пальмский  Л. Тени прошлого // Театр и искусство. 1918. № 22-23; КугельА. Р. Вяльцева // Театр, портреты. Пг, 1923; Нестьев  И. В. Вяльцева // Звезды русской эстрады. М., 1974.
Е. Д. Уварова



ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования