Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Годенко М. С.
Годенко Михаил Семенович (01.05.1919, Днепропетровск- 14.03.1991, Ленинград)- балетмейстер. Нар. арт. СССР (1977). В начале 30-х гг. занимался в Моск. хореографическом уч-ще. В годы войны в ансамбле 2-го Украинского фронта, затем в Хабаровском театре оперетты. С 1952 в Северном народном хоре. Вместе с фольклористом Е. Гиппиусом собирал в Архангельской обл. фольклор. На его основе поставил «Северный хоровод» и «Печерские беседы», где уже наметился творческий метод Г.: в его оригинальных миниатюрах и развернутых композициях, использующих современную пластику и ритмы, фольклорный первоисточник становился отправной точкой. С 1963 по 1991 художеств, рук. Красноярского ансамбля танца Сибири. Оптимист по натуре, Г. в своих работах создавал по-плакатному обобщенные образы сибиряков с их удалью и задором. Выстраивал программы по принципу контраста чередуя большие полотна с миниатюрами. После торжественного пролога «Сибирь моя» с участием всей труппы следовали номера, решенные как эпизоды народных гуляний: «Вдоль по улице», «Сибирская махонька». Они прослаивались лирическими миниатюрами «На мосточке», «Сибирский лирический танец», «Аленушка» и др., а также номерами в стиле ярмароч-но-балаганных представлений «Во деревне было во Ольховке», «Сибирские потехи» и пр. Концерты Красноярского ансамбля практически сохраняли неизменную конструкцию, лишь с добавлением новых номеров, они захватывали зрителей отточенным мастерством и особым динамическим напором. Г. подбирал труппу по типажному принципу: блистательный простак В. Борисов, лирик И. Черемисин, характерный В. Шуревич, «Сибирский богатырь» В. Стройков, лирическая Л. Коркина, темпераментная Л. Дзьобак. Благодаря таланту Г., ансамбль приобрел известность за рубежом гастролировал по многим странам и континентам. В 1967 Г. создал танцевальные номера для первой программы Ленингр. мюзик-холла «Нет тебя прекрасней» («Носильщики», «Новгородские ложечники», «Вологодские кружевницы», «Канкан» и др.), они могут служить образцами точно выстроенного эстрадного номера: с крепким драматургическим костяком, танцевальной кульминацией в средней части и удачно придуманным режиссерским трюком в финале. Среди крупных работ Г. постановка программы для Московского балета на льду- «Семь цветов радуги» (1974) и участие в качестве главного балетмейстера в создании праздничного открытия и закрытия XXII Олимпийских игр в Москве (1980). Они подтвердили, что Г. обладал неисчерпаемой фантазией, помогавшей ему создавать впечатляющие масштабные зрелища.
Лит.: Иноземцева Г. Сибирский характер // СЭЦ. 1976. № 1; Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., 1985.
Н. Е. Шереметьевская
|
|