Дивертисмент - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Дивертисмент

Дивертисмент (фр. divertissment, букв, развлечение) — развлекательная программа, составленная из номеров одного или нескольких жанров. Впервые входит в практику во Франции в XVII в. В России с конца XVIII в. Д-ты давались как дополнение к оперному или балетному спектаклю, состояли из вокальных и танцевальных номеров, исполнявшихся ведущими актерами. В начале XIX в. на сцене появляются всевозможные «праздники» — парадные дивертисментные спектакли («Русский деревенский праздник», 1812, «Семик, или Гулянье в Марьиной Роще», 1819, различные «ярмарки» — Малороссийская и др.), а также большие представления на военно-патриотическую тему с хорами солдат-песельников («Праздник в стане союзных войск», «Любовь к Отечеству» и др.). Построенные по «номерному» принципу, «русские дивертисменты» воспроизводили картинки деревенской, городской и солдатской жизни.
В 30-е и позднее, вплоть до начала XX в. Д-ты получили широкое распространение в драм, театрах. Успехом пользовались русские песни и романсы Д. Кашина, Н. Титова, А. Алябьева, А. Верстовского и др. Наряду с песнями и танцами большое место занял куплет. Исполняются также короткие пьесы, водевили, рассказы, стихи И. Мятлева, басни И. Крылова и др. Д-ты даются перед началом спектакля, после его окончания, иногда в антракте.
С 80-90-х гг. Д-ты используются также театрами «Буфф», в виде дополнения к оперетте. Как большая разножанровая развлекательная программа утверждаются на садовых сценах, в шантанах. В советском искусстве Д. был заменен понятием эстрадный концерт, который на несколько десятилетий становится основой практики отечественной эстрады. Термин  Д. приобретает служебную роль, означая «сборную программу».
В современном балете — сюита, составленная из хореографических номеров.
Лит.: Глушковский  А. Воспоминания балетмейстера. Л.; М., 1940. С. 130-177; Кузнецов  Е. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; История русского драматического театра. М., 1977. Т. 2. С. 259, 310-312.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования