Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Дивертисмент
Дивертисмент (фр. divertissment, букв, развлечение) развлекательная программа, составленная из номеров одного или нескольких жанров. Впервые входит в практику во Франции в XVII в. В России с конца XVIII в. Д-ты давались как дополнение к оперному или балетному спектаклю, состояли из вокальных и танцевальных номеров, исполнявшихся ведущими актерами. В начале XIX в. на сцене появляются всевозможные «праздники» парадные дивертисментные спектакли («Русский деревенский праздник», 1812, «Семик, или Гулянье в Марьиной Роще», 1819, различные «ярмарки» Малороссийская и др.), а также большие представления на военно-патриотическую тему с хорами солдат-песельников («Праздник в стане союзных войск», «Любовь к Отечеству» и др.). Построенные по «номерному» принципу, «русские дивертисменты» воспроизводили картинки деревенской, городской и солдатской жизни.
В 30-е и позднее, вплоть до начала XX в. Д-ты получили широкое распространение в драм, театрах. Успехом пользовались русские песни и романсы Д. Кашина, Н. Титова, А. Алябьева, А. Верстовского и др. Наряду с песнями и танцами большое место занял куплет. Исполняются также короткие пьесы, водевили, рассказы, стихи И. Мятлева, басни И. Крылова и др. Д-ты даются перед началом спектакля, после его окончания, иногда в антракте.
С 80-90-х гг. Д-ты используются также театрами «Буфф», в виде дополнения к оперетте. Как большая разножанровая развлекательная программа утверждаются на садовых сценах, в шантанах. В советском искусстве Д. был заменен понятием эстрадный концерт, который на несколько десятилетий становится основой практики отечественной эстрады. Термин Д. приобретает служебную роль, означая «сборную программу».
В современном балете сюита, составленная из хореографических номеров.
Лит.: Глушковский А. Воспоминания балетмейстера. Л.; М., 1940. С. 130-177; Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; История русского драматического театра. М., 1977. Т. 2. С. 259, 310-312.
Е. Д. Уварова
|
|