Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Дольский А. А.
Дольский Александр Алексеевич (род. 07.06.1938, г. Куйбышев) поэт, музыкант, бард. Засл. арт. РСФСР (1989). Вырос в музыкальной семье: отец ведущий солист оперного театра, мать балерина, окончившая Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. С детства знал наизусть классический оперный репертуар, в 11 лет вышел на сцену в хоре мальчиков в «Пиковой даме». В школе увлекся гитарой, джазом, но несмотря на это поступил в Уральский политехнический институт. После окончания остался на преподавательской работе. Параллельно занимался на вечернем отделении Свердловского музыкального училища по классу гитары (окончил в1963), продолжил обучение у известного на Урале музыканта и педагога Л. Воинова. Свободно играл классику Э. Гранадоса, И. Альбениса, выступал в концертах, как исполнитель на народных инструментах стал лауреатом I Всероссийского конкурса артистов эстрады (1960). Писал стихи, печатался в институтской многотиражке, исполнял их под гитару. Под сильнейшим впечатлением песен Б. Окуджавы начинает все серьезнее относиться к своим поэтическим опытам, погружается в мир поэзии, изучает законы стихосложения. Находит свою манеру исполнения песен, проникнутых неброской романтикой, светлой грустью. Участвует в больших бардовских состязаниях (Новосибирск, Москва), в конце 60-х становится победителем фестиваля туристской песни имени В. Грушина. С 1974 Д. в Ленинграде, старший научный сотрудник НИИ градостроительства, готовит кандидатскую диссертацию, все свободное время отдает сочинению стихов и песен, участию в концертах. Жизнь раздваивалась, сделать выбор убедил А. Райкин. Д. принял участие в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (1979) и оказался в числе лауреатов. Местом работы становится Ленинградский театр миниатюр под руководством Райкина. В этом же году записывает первую пластинку, в 1980 появляются первые публикации стихов в газетах и журналах. Начинается регулярная концертная жизнь, гастроли по стране, а вскоре и за рубежом. Создавая новые песни лирические, романтические, сатирические, детские автор использует разные формы: балладу, романс, шуточную песню, даже мини-спектакль. Шестиструнная гитара в его руках равноправный партнер. («Назвал я музыку любимою сестрою, поэзию любимейшей сестрой» романс «Две женщины»). Широкую известность получают песни «Баллада об упавшей звезде» («Исполнение желаний»), «Удивительный вальс мне сыграл Ленинград», «Государство синих глаз», «Два мальчика на длинном берегу», «Маленький принц», «Сентябрь. Дожди» и многие другие. Мягкий, задушевный баритон Д., выразительная нюансировка, богатство музыкальных интонаций вводят слушателей в мир мыслей и чувств автора. Виртуозно владея гитарой, включает в концерты музыкальные произведения разных направлений и стилей (в ритмах блюза, регтайма, боссанова), слегка пародируя, исполняет репертуар Диззи Гиллеспи, Луи Армстронга. Определенная, тщательно продуманная последовательность исполняемых произведений превращает программы Д. в музыкальные спектакли одного актера. Добивается камерности, интимности, выступая даже в многотысячной аудитории.
К началу 90-х чаще обращается к публицистике («Тоска по СССР», «Прощай, XX век»), однако довольно скоро уходит к философской лирике, размышлениям о природе творчества, религиозным исканиям (цикл «Беседы с Иисусом»). «Я убежал от своей публики, я понимаю это, не виню никого, не скорблю и работаю дальше», говорит Д. в одном из интервью (АИФ, 1995. № 38). Он идет своим особым, непроторенным путем: от гитары, лирических песен, юношеской романтики к философской поэзии, к сложной, не рассчитанной на широкую публику форме мини-спектакля («Душа и тело»). Концерты Д. теперь редки, чаще они проходят за рубежом. С 1988 издаются его сборники, выходят диски. Снялся в нескольких кинофильмах.
Соч.: Пока живешь. Стихи. М., 1989; (Библиотека «Огонек», 5); «Каменные песни»: Стихотворения. Л., 1990; Синий автопортрет: Стихи. Л., 1991; Благословение. Стихи и песни. СПб., 1993; Сонеты. СПб., 1999; Петербургское вино: Венки сонетов. СПб., 1999; Сочинения: Стихотворения. М., 2001.
Лит.: Марьяновский Вик. Александр Дольский // Певцы советской эстрады. М., 1985; Три вопроса к менестрелям // Аврора. 1981. № 11. С. 116-117; Бад-хен А. Александр Дольский автор-исполнитель // Музыкальная жизнь. 1985. № 6. С. 23; БадхенА. Его зовут Александр Дольский // Культура и жизнь. 1987, № 5. С. 26-27; Казакова Римма. И верить в добрые приметы // Неделя. 1988. 18-24 апр. № 16. С. 16.
Е. Д. Уварова
|
|