Дольский А. А. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Дольский А. А.

Дольский Александр Алексеевич (род. 07.06.1938, г. Куйбышев) — поэт, музыкант, бард. Засл. арт. РСФСР (1989). Вырос в музыкальной семье: отец — ведущий солист оперного театра, мать — балерина, окончившая Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. С детства знал наизусть классический оперный репертуар, в 11 лет вышел на сцену в хоре мальчиков в «Пиковой даме». В школе увлекся гитарой, джазом, но несмотря на это поступил в Уральский политехнический институт. После окончания остался на преподавательской работе. Параллельно занимался на вечернем отделении Свердловского музыкального училища по классу гитары (окончил в1963), продолжил обучение у известного на Урале музыканта и педагога Л. Воинова. Свободно играл классику — Э. Гранадоса, И. Альбениса, выступал в концертах, как исполнитель на народных инструментах стал лауреатом I Всероссийского конкурса артистов эстрады (1960). Писал стихи, печатался в институтской многотиражке, исполнял их под гитару. Под сильнейшим впечатлением песен Б. Окуджавы начинает все серьезнее относиться к своим поэтическим опытам, погружается в мир поэзии, изучает законы стихосложения. Находит свою манеру исполнения песен, проникнутых неброской романтикой, светлой грустью. Участвует в больших бардовских состязаниях (Новосибирск, Москва), в конце 60-х становится победителем фестиваля туристской песни имени В. Грушина. С 1974 Д. в Ленинграде, старший научный сотрудник НИИ градостроительства, готовит кандидатскую диссертацию, все свободное время отдает сочинению стихов и песен, участию в концертах. Жизнь раздваивалась, сделать выбор убедил А. Райкин. Д. принял участие в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (1979) и оказался в числе лауреатов. Местом работы становится Ленинградский театр миниатюр под руководством Райкина. В этом же году записывает первую пластинку, в 1980 появляются первые публикации стихов в газетах и журналах. Начинается регулярная концертная жизнь, гастроли по стране, а вскоре и за рубежом. Создавая новые песни — лирические, романтические, сатирические, детские — автор использует разные формы: балладу, романс, шуточную песню, даже мини-спектакль. Шестиструнная гитара в его руках равноправный партнер. («Назвал я музыку любимою сестрою, поэзию — любимейшей сестрой» — романс «Две женщины»). Широкую известность получают песни «Баллада об упавшей звезде» («Исполнение желаний»), «Удивительный вальс мне сыграл Ленинград», «Государство синих глаз», «Два мальчика на длинном берегу», «Маленький принц», «Сентябрь. Дожди» и многие другие. Мягкий, задушевный баритон Д., выразительная нюансировка, богатство музыкальных интонаций вводят слушателей в мир мыслей и чувств автора. Виртуозно владея гитарой, включает в концерты музыкальные произведения разных направлений и стилей (в ритмах блюза, регтайма, боссанова), слегка пародируя, исполняет репертуар Диззи Гиллеспи, Луи Армстронга. Определенная, тщательно продуманная последовательность исполняемых произведений превращает программы Д. в музыкальные спектакли одного актера. Добивается камерности, интимности, выступая даже в многотысячной аудитории.
К началу 90-х чаще обращается к публицистике («Тоска по СССР», «Прощай, XX век»), однако довольно скоро уходит к философской лирике, размышлениям о природе творчества, религиозным исканиям (цикл «Беседы с Иисусом»). «Я убежал от своей публики, я понимаю это, не виню никого, не скорблю и работаю дальше», — говорит Д. в одном из интервью (АИФ, 1995. № 38). Он идет своим особым, непроторенным путем: от гитары, лирических песен, юношеской романтики к философской поэзии, к сложной, не рассчитанной на широкую публику форме мини-спектакля («Душа и тело»). Концерты  Д. теперь редки, чаще они проходят за рубежом. С 1988 издаются его сборники, выходят диски. Снялся в нескольких кинофильмах.
Соч.: Пока живешь. Стихи. М., 1989; (Библиотека «Огонек», 5); «Каменные песни»: Стихотворения. Л., 1990; Синий автопортрет: Стихи. Л., 1991; Благословение. Стихи и песни. СПб., 1993; Сонеты. СПб., 1999; Петербургское вино: Венки сонетов. СПб., 1999; Сочинения: Стихотворения. М., 2001.
Лит.: Марьяновский Вик. Александр Дольский // Певцы советской эстрады. М., 1985; Три вопроса к менестрелям // Аврора. 1981. № 11. С. 116-117; Бад-хен А. Александр Дольский — автор-исполнитель // Музыкальная жизнь. 1985. № 6. С. 23; БадхенА. Его зовут Александр Дольский // Культура и жизнь. 1987, № 5. С. 26-27; Казакова Римма. И верить в добрые приметы // Неделя. 1988. 18-24 апр. № 16. С. 16.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования