Журавлев Д. Н. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Журавлев Д. Н.

Журавлев Дмитрий Николаевич (24.10.1900, село Алексеевка, Харьковская губ.- 01.07.1991, Москва) - мастер художественного слова, режиссер, педагог. Нар. арт. СССР (1979). Артистическую деятельность начал в 1920 в Симферопольском драм, театре. С 1922 в Москве, играл в труппе Е. Любимова-Ланского при Каляевском народном доме, одновременно учился в драм, студии М. Миная. 1924-1928 в Третьей студии МХТ, в 1928-1940 актер Театра им. Евг. Вахтангова. С 1928 начал выступать в концертах с чтением стихов А. Пушкина, А. Блока, В. Маяковского. В 1929 попал на концерт А. Закушняка, который произвел на него сильнейшее впечатление. Принципам чтения Закушняка следовал всю жизнь, оставаясь при этом исключительно яркой индивидуальностью. В 1930 в моек. Доме литераторов были прочитаны: "Медный всадник" Пушкина, "Во весь голос" Маяковского, "Матренище" М. Зощенко, "Соль" И. Бабеля и "Бобок" Ф. Достоевского. Некоторое время режиссером Ж. была Е. Гардт, подготовившая с ним "Египетские ночи" Пушкина (по рабочей партитуре Закушняка), рассказы А. Чехова ("Муж") и И. Тургенева ("Певцы"), отрывок из "Чертогона" Н.Лескова. Первый открытый сольный концерт в Малом зале консерватории (1931) Ж. посвятил теме творчества: Пушкин- "Осень", "Египетские ночи"; Маяковский- "Юбилейное", "Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Во весь голос". Последующие программы готовил с режиссером Е. Эфрон, человеком огромной культуры, оказавшим большое влияние не только на Ж., но и на многих молодых чтецов. В 1937 участвовал в Первом Всес. конкурсе чтецов (2-е место); снялся в роли Пушкина в фильме "Путешествие в Арзрум". В 1939 стал солистом Моск. филармонии. Большое место в репертуаре Ж. заняли рассказы и повести Чехова. Начав с рассказов "Муж", "Шуточка", он приходит к фрагментам из "Степи" и к повести "Дама с собачкой" (1939), явившейся вершиной его чеховского репертуара. Отказавшись от монтажной перестройки текста, читал без перестановок и вставок. Сделал несколько композиций, составленных из отдельных фрагментов, по роману "Война и мир" Л. Толстого: "Петя Ростов" (1935), "Наполеон и Кутузов на Бородинском поле" (1941); композиция "Андрей Болконский" (1942-1943) состояла из 3-х частей: "Князь Андрей на Аустерлицком поле", "Роды и смерть маленькой княгини", "Поездка Болконского в Отрадное".
Избранные смолоду классики отечественной литературы сопровождали артиста всю жизнь. Программы расширялись, варьировались, чтение углублялось, оттачиваясь до классического совершенства. В 1940 к прежним пушкинским работам прибавилась "Пиковая дама". Лирика Пушкина отличалась в исполнении Ж. особой музыкальностью. В 1948 родилась тургеневская программа: "Певцы" исполнялись теперь с рассказами "Ермолай и мельничиха" и "Петр Петрович Каратаев". В 1954 была создана новая чеховская программа, в которую вошли: "Красавицы", "На святках" и "Дом с мезонином". В 1964 Ж. сделал лермонтовскую программу в 2-х отделениях, куда вошли лирические стихи, ранее им читанные и новые, "Валерик" и "Песня про купца Калашникова", Не расставался с Маяковским (поэма "Хорошо!", стихи). В 1970 Ж. создал программу из стихов Блока, куда входили также поэмы: "Соловьиный сад", "Двенадцать", вступление к поэме "Возмездие". Одним из первых артист стал читать стихи А. Ахматовой и Б. Пастернака. Из европейских авторов в репертуаре Ж.П. Мериме и Г. Мопассан. Премьера "Кармен" в переводе М. Лозинского состоялась в 1937, а в 1952 был сделан вечер рассказов Мопассана ("Мисс Харриэт", "Счастье" и "Лунный свет"). Репертуар Ж. был классичен. Но он исполнял и стихи современных поэтов: Э. Багрицкого, А. Твардовского, Н. Тихонова, Н. Заболоцкого, А. Вознесенского, Е. Евтушенко. Огромная культура и высокое мастерство Ж. оказали благотворное влияние не на одно поколение чтецов. Многие выдающиеся мастера (А. Кутепов, Ю. Шишкин, Р. Клей-нер, И. Чижова и др.) учились у него. Ж. был режиссером и консультантом ряда программ. С 1955 по 1975 преподавал в Школе-студии МХАТ им. Вл. Немировича-Данченко, профессор (1971). Написал и опубликовал книги: Беседы об искусстве чтеца. М., 1977; Жизнь. Искусство. Встречи. М., 1985 (предисловие О. Итиной).
Лит.: Яхонтов В. Актуальные вопросы художественного слова // Театр. 1938. №3; Юзовский Ю. Автор и актер // Вопр. литературы. 1960. № 8; Дубнова Е. Я. "...на побережье стиха" // Театр. 1970. № 9. С. 78-79, 82; Дубнова Е. Я. О литературной эстраде. М., 1979. С. 74-79.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования