Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Московский театр эстрады
Московский театр эстрады (государственный) — открылся 5 июня 1954 на пл. Маяковского (Триумфальной), где в 10-е гг. работало популярное в Москве варьете «Алька-зар», а в 1925-1927 Эстрадный театр под таким же названием. В связи с созданием здесь же на Триумфальной пл. (в.здании 2-го Госцирка) Моск. мюзик-холла помещение «Аль’казара» было отдано Моск. театру сатиры. После закрытия Мюзик-холла (1936) столичная эстрада не имела своей площадки. Для создания МТЭ немало сделал его первый худ. рук. Н. Смирнов-Сокольский. Создаваемый театр виделся ему как «…творческий центр, группирующий вокруг себя все новое, талантливое, молодое… и вместе с тем образцовой сценической площадкой для показа творческих достижений мастеров эстрады». (Смирнов-Сокольский Н. Сорок пять лет на эстраде. М., 1976. С. 361.) Открылся спектаклем «Его день рождения» (реж. А. Конников, худ. К. Ефимов, рук. постановки и авт. сценария был Смирнов-Сокольский). Участвовали М. Миронова и А. Менакер, Л. Миров и М. Новицкий, М. Гаркави, И. Набатов, Г. Дудник, Р. Калачева и М. Птицын, сестры Шмелевы, братья Р. и А. Васютинские и др. Постоянной труппы не было, программы создавались силами Всерос. гастр. концертного объединения
(ВГКО); в них также участвовали артисты союзных республик (Ю. Тимошенко и Е. Березин, Р. Бейбутов и многие другие). Выступали музыкальные коллективы: оркестры под упр. Л. Утесова, Б. Ренского, Э. Рознера, проходили хореографические вечера; гастролировал Ле-нингр. театр миниатюр под рук. А. Райкина. В 1961 МТЭ переехал в здание на Берсеневской наб., открылся 18 февр. программой «Приглашаем на новосель*ё», ее вели Б. Брунов и Э. Радов, среди участников К. Шульженко, Р. Зеленая, А. Белов, А. Шуров и Н. Рыкунин и др. После смерти Смирнова-Сокольского МТЭ в разное время руководили А. Тутышкин, И. Шаро-ев, П. Васильев, с 1970 Конников, поставивший здесь ряд эстрадных театрализованных программ («Птица-тройка», 1970, «Песня остается с человеком», 1972 и др.). С 1983 гл. реж. и худ. рук. театра был Брунов. Смена руководства обычно определяет направленность репертуара, сам «воздух кулис», тем не менее МТЭ сохранял заданный более сорока лет тому назад уровень лучшего эстрадного театра страны, в котором наряду с известными мастерами выступали молодые начинающие артисты. Театр изначально имел свой оркестр, созданный музыкантом и композитором Н. Минхом. С 1973 главный дирижер- засл. арт. РСФСР В. Старостин, дирижеры С. Мелик, М. Найдин. При всей присущей эстрадному искусству много-жанровости — и фокусы Арутюна Акопяна, и «сотт-парад», и множество различных музыкальных программ — заметное место в репертуаре занял разговорный жанр. Не без влияния Райкина, а гастроли его театра в 60-70-е гг. продолжали проходить ежегодно, стали появляться спектакли молодых, уже завоевавших известность актеров: «Доброе слово и кошке приятно» Е. Петросяна, «Мелочи жизни», «Очевидное и невероятное» Г. Хазанова, «Выхожу один я…» В. Винокура. Насыщенные сатирой, юмором, пародией, злобой дня, эти спектакли по-своему украсили и разнообразили театральную жизнь столицы. Вместе с ними в МТЭ пришли режиссеры Б. Левинсон, П. Хом-ский, А. Ширвиндт, М. Розовский, Р. Виктюк, Е. Каменькович, Е. Лазарев. Театр не просто предоставлял сцену известным актерам, он в ряде случаев принимал прямое участие в эксперименте, каким становились подобные работы. С театральными актерами были поставлены спектакли: «Женщина с цветком и окнами на север» (1983) Э. Радзинского с Т.Дорониной, «Случайный вальс» (1985) С. Алексиевич с Э. Быстрицкой и другие. К концу 80-х гг. появились рожденные внутри театра спектакли «Три вопроса», «Круглая луна» по пьесам В. Коклюшкина с участием молодых Е. Шифри-на и К. Новиковой, В. Гаркалина в постановке Э. Бутенко. Значительными работами стали спектакли «Птичий полет» М. УКванецкого в исполнении В. Ильченко и Р. Карцева, моноспектакль Карцева «Моя Одесса» и др. Стабильно продолжает работать Театр Петросяна. Число сборных программ в 80-е гг. заметно уменьшилось, их заменили сольные концерты (А. Пугачевой, И. Кобзона, Л. Долиной, С. Ротару, Кати Семеновой, О. Газманова, Ю. Антонова, Ф. Царикати и многих других), авторские вечера (М. Жва-нецкого, М. Задорнова, С Альтов а и др.)- Шли «цикловые» программы: «Парад веселых мужчин», «Смешные истории в актерской курилке» (участвовали 3. Гердт, М, Эсамбаев, Е. Симонов, Л. Дуров и др.); в программе-ретро «Татьяна, помнишь дни золотые» снова вышли на эстраду звезды 50-60-е гг. Т. Кравцова, Н. Дорда, К. Лазаренко. Вернулись незаслуженно забытые крупнейшие мастера — И. Юрьева, А. Баянова, Н. Никитский, выступившие с сольными концертами. В постоянно действующем цикле «Эстрада — молодым» впервые вышли на столичные эстрадные подмостки Ф. Киркоров, А. Серов, Юлиан, Анастасия, Н. Брегвадзе, Н. Шацкая, Д. Крамер, В. Коркина и В. Остроухое, Марат Рави, А. Песков и др. Стало традицией отмечать юбилейные даты актеров, возродились бенефисы, прошли вечера памяти Утесова, Шулъженко, Ратина, Бернеса. Расширяя привычные концертные рамки, сцена предоставлялась писателям, композиторам. Участниками таких встреч были поэты Е. Евтушенко, А. Дементьев, Р. Рождественский, Новелла Матвеева, Ю. Мориц, композиторы Ю. Саульский, Н. Богословский, Ян Френкель и др.
В МТЭ проходили зарубежные гастроли; проводили конкурсы артистов эстрады, различные фестивали. С 1987 административно-хозяйственную жизнь театра возглавляет засл. работник культуры В. Г. Корн (с 1997 директор). В течение многих лет в театре работали пом. гл. реж. по творческим вопросам засл. работник культуры Ж. Абольникова, пом. гл. реж. по литературным вопросам, Г. Замковец, музыкальный редактор и режиссер Ю. Рубцов, редактор по рекламе М. Онанова. С сент. 1997 художественным руководителем театра стал Г. Хазанов. Новый художественный руководитель решительно меняет лицо театра, отдаляясь от взрастившей его эстрады. Еще не имея твердых планов, он начинает с того, что снимает в фойе фотографии работавших здесь артистов, отказывается от оркестра. Обновляет репертуар, эстрада постепенно уходит с афиши МТЭ и заменяется драматическими спектаклями. Хазанов строит «серьезный» театр, рассчитанный на иной состав публики. До весны 2002 еще продолжает ежемесячно (4 спектакля) работать Театр миниатюр Евг. Петросяна, один-два раза в месяц выступает с сольными программами сам Хазанов («Анна Михайловна и другие…» по рассказу М. Городинского), театр Ю. Галъцева, состоялся один из первых сольных вечеров М, Галкина, прошло несколько джазовых концертов, вечер памяти Л. Маслюкова и др. Но это единичные -вкрапления«в репертуарную сетку, подобную репертуару рядового драматического театра, точнее, прокатной площадке для различных антреприз. Среди разных по художественному уровню спектаклей можно выделить «Калифорнийскую aoinv» H. Саймона с участием А. Фрейндлих и О. Басилашвили, моноспектакль «Мастер-класс» Т. Мак-Нелли в исполнении Т. Васильевой (режиссер В. Шамиров), «Миллионершу» Б. Шоу в постановке В. Мирзоева и др. Большой и стойкий vcnex имеет «Ужин с дураком» Ф. Вебера с Казаковым в одной из главных ролей (также артисты О. Басилашвили, О. Коростышевская. Е. Стриженова, В. Во-ронкова, А. Равикович и др.. постановка Л. Трушкина, 1999). «Труп на теннисном корте» Э. Шеффера с участием Хазанова и А. Филиппенко, реж. Е. Каменькович. 2000. В 1999 в МТЭ появилась своя труппа из чиста выпускников РАТИ. Силами молодых актеров театра был поставлен веселый музыкальный спектакль для детей «Ваня и крокодил» по К. Чуковскому (2000), с их участием посвященный Мерлен Дитрих «Прощай. Марлен, здравствуй» Д. Минченка (в главной роли приглашенная Е. Морозова) (2001). С осени 2002 на весь сезон театр отдан в аренду постановочной группе мюзикла «Чикаго» (продюсеры А. Пугачева и Ф. Киркоров). Свой 50-й сезон (2003-2004) МТЭ открыл в обновленном после реконструкции помещении. В репертуар наряду с антрепризными спектаклями вернулись концертные программы Г. Хазанова, Е. Петросяна, В. Винокура, К. Новиковой, вечера джазовой музыки; В. Полунин представил свое «Снежное шоу». Состоялась премьера Театра А. Чехова «Смешенные чувства» с участием И. Чуриковой и Г. Хазанова. В планах открытие Малого зала (2004) на 200-250 мест, где предполагаются творческие вечера, выставки, презентации и пр.
Лит.: Уварова Е. Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983; Московский государственный театр эстрады: [Буклет] / Сост. Г. Замковец. М., 1990.
Е. Д. Уварова
|
|