Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Мамоновский театр
Мамоновский театр театр миниатюр в Москве, в Мамоновском пер. (1911-1915). Создан группой людей, известных в художественных кругах: поэтом, беллетристом, критиком и драматургом С. Мамонтовым (сыном купца и мецената Саввы Мамонтова), актрисой М. Арцыбушевой (дочерью знаменитого опереточного актера, куплетиста и рассказчика, автора ряда комедий и фарсов А. Бураковского) и художником Ю. Арцыбушевым, в годы революции 1905-1907 издававшим вместе с драматургом Б. Гейером сатирический журнал «Зритель». Мамонтов вскоре разошелся с компаньонкой и художественное руководство театром взяла на себя Арцыбушева.
Стиль МТ, атмосфера его спектаклей, как и в большинстве других театров миниатюр, были подернуты флером «мирискуснической» ностальгии по прошлому. Театр ставил маленькие оперы, оперетты, водевили отечественных и зарубежных авторов: «Свадьбу при фонарях», «Шесть девиц на выданье» Ж. Оффенбаха, «Богатую фермершу» Планкетта; водевили П. Каратыгина («Булочная, или Петербургский немец»), Ф. Кони («Беда от сердца, горе от ума», «Дядюшка о трех ногах», «Пишо и Мишо») и др. В декорациях, костюмах, манере актерской игры стремились возродить на сцене дух «милой старины». Дивертисментные номера объединялись в циклы- «Испанские песни и танцы», «Итальянские песни и танцы», «Йесни и танцы средневековья» и подчинялись, как правило, тем же ретроспективным задачам. В дивертисменте, посвященном средним векам, исполнители выступали на фоне декораций с изображением замков; в восточном дивертисменте- в стилизованном интерьере ханского дворца и т. д. В сезоне 1914-1915 балетмейстером приглашен Л. Жуков, известный танцовщик, солист Большого театра, партнер Е. Гелъцер, М. Рейзен, В. Каралли. Как многих других художников «большой» сцены, его привело в театр миниатюр желание проявить себя в новых хореографических формах, которое не могло быть реализовано на академической сцене. Однако надежды на «новые формы» скоро были развеяны реальностью коммерческого театрика, каким и был МТ. Практиковалась система сеансов в вечер шли три представления: в семь, в восемь тридцать и в десять часов. Труппа состояла из актеров-любителей, провинциалов, выпускниц частных балетных школ (Эльза Крюгер, А. Кебрен, М. Юрьева, М. ДАрто и др.). Для смелых экспериментов Жукова многим недоставало профессионализма, зато в эстрадных номерах каждая из них обнаруживала врожденное изящество, женский шарм и неповторимое обаяние. Среди них выделялась Эльза Крюгер, названная «королевой танго».
В МТ начинал молодой А. Вертинский сначала в ролях текущего репертуара (Арлекин, пантомима «Свидание»; Добрый молодец- одноактная оперка В. Пергамента «Княжна Азвякова»), как исполнитель рассказов в «жанре Вл. Хенки-на» и пародий.
МТ повторил судьбу многих маленьких театров до революции: частная антреприза, не выдержав конкурентной борьбы, разорилась и прекратила свое существование.
Лит.: Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917. М«1995.
Л. И. Тихвинская
|
|