Остров танца - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Остров танца

«Остров танца» — танцевальная школа и театр, функционировавшие в ЦПКиО им. М. 1орь-кого. Центральная школа сценического танца, директором которой был артист и режиссер Евгений Викторович Яворский (1900-1938), была открыта в 1934 на базе созданной в 1932 секции художественного движения и работавших в Парке самодеятельных кружков. Школа имела отделения — хорео-драматическое (классическое) под рук. балетмейстера Анатолия Васильевича Шатина (1904-1972) и ритмопластическое под рук. танцовщика и хореографа (ранее имевшего свою танцевальную студию) Николая Степановича Познякова (1878-1942?), а также курсы акробатики, мастерскую цирка и хореографическую лабораторию. Занятия проводились для молодежи без отрыва от производства. Вскоре на базе школы возник театр, ставивший задачей воспитание артистов в различных танцевальных системах и создание танцевальных эстрадных программ и спектаклей, синтезировавших разные формы пластики. Начиная с 1934, на острове посреди Голицынского пруда давались концерты и целые балеты. Позняков показал, начиная с 1934, ряд сюит, куда входили номера: «Динамический этюд», «Этюд с луком», «Этюд с воображаемым мячом» (на муз. Бетховена), «Козленок» (на муз. Ф. Мендельсона), «Мартышка и очки» (на муз. М. Мусоргского) и др. Использовал разработанную им самим технику ритмопластического (свободного) танца. Шатин строил свои номера на основе классического танца. Создал в 1934 «Физкультурную сюиту» на муз. Ф. Шопена («Танец с обручами», «Танец с мячом», «Танец с лентой» и др.), а также номера «Качели» (по картине Гвидо Рени, муз. В. Шмуклер), «Утро в горах» (муз. Э. Грига) и др. Большое место в репертуаре занимали танцевальные спектакли: на ритмопластическом отделении — «Сказка о царе Салтане» (на муз. Н. Римского-Корсакова, постановка Познякова, 1935), «Кащей Бессмертный» (на его же муз., постановка Яворского, танцы В. Шабшай, 1936); на хорео-драматическом отделении — «Волшебная флейта» (муз. Р. Дриго, постановка Шатина и Яворского, 1934), «Марко Бомба» (муз. С. Халатова, постановка Шатина и Яворского, 1936). В 1936 Яворский был арестован и вскоре погиб, в 1937 было закрыто ритмопластическое отделение как направление «идеологически чуждое». Шатин остался единственным постановщиком, труппа приобрела направленность балетного коллектива, отчасти ансамбля народного танца. Именно «Остров танца» показал первую программ)7 народных танцев — «Танцы народов советской страны» 17 июня 1937. Свыше 30 номеров было поставлено различными балетмейстерами и танцовщиками (в том числе из национальных республик). Они исполнялись в различных комбинациях в концертных программах, которые держались в репертуаре все последующие годы. За этой программой последовали постановки Шатина: балеты «Красавица Радда» (муз. Б. Асафьева, 1938) и «Жизель».
Сезон 1940-1941 коллектив работал в Казани, готовя татарскую декаду. Здесь  Л. Якобсон поставил балет «Шурале» (муз. М. Яруллина), доведенный до генеральной репетиции (3 июня 1941). С началом войны коллектив «Остров танца» был расформирован.
Лит.: Немченко  Н. Л. О нашей школе и театре «Остров танца» // Сов. балет. 1991. № 4; SouritzE. Moscow’s Island of Dance (1934-1941) // Dance chronicle. 1994. Vol. 17. № 1.
E. Я. Суриц


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования