Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Остров танца
«Остров танца» танцевальная школа и театр, функционировавшие в ЦПКиО им. М. 1орь-кого. Центральная школа сценического танца, директором которой был артист и режиссер Евгений Викторович Яворский (1900-1938), была открыта в 1934 на базе созданной в 1932 секции художественного движения и работавших в Парке самодеятельных кружков. Школа имела отделения хорео-драматическое (классическое) под рук. балетмейстера Анатолия Васильевича Шатина (1904-1972) и ритмопластическое под рук. танцовщика и хореографа (ранее имевшего свою танцевальную студию) Николая Степановича Познякова (1878-1942?), а также курсы акробатики, мастерскую цирка и хореографическую лабораторию. Занятия проводились для молодежи без отрыва от производства. Вскоре на базе школы возник театр, ставивший задачей воспитание артистов в различных танцевальных системах и создание танцевальных эстрадных программ и спектаклей, синтезировавших разные формы пластики. Начиная с 1934, на острове посреди Голицынского пруда давались концерты и целые балеты. Позняков показал, начиная с 1934, ряд сюит, куда входили номера: «Динамический этюд», «Этюд с луком», «Этюд с воображаемым мячом» (на муз. Бетховена), «Козленок» (на муз. Ф. Мендельсона), «Мартышка и очки» (на муз. М. Мусоргского) и др. Использовал разработанную им самим технику ритмопластического (свободного) танца. Шатин строил свои номера на основе классического танца. Создал в 1934 «Физкультурную сюиту» на муз. Ф. Шопена («Танец с обручами», «Танец с мячом», «Танец с лентой» и др.), а также номера «Качели» (по картине Гвидо Рени, муз. В. Шмуклер), «Утро в горах» (муз. Э. Грига) и др. Большое место в репертуаре занимали танцевальные спектакли: на ритмопластическом отделении «Сказка о царе Салтане» (на муз. Н. Римского-Корсакова, постановка Познякова, 1935), «Кащей Бессмертный» (на его же муз., постановка Яворского, танцы В. Шабшай, 1936); на хорео-драматическом отделении «Волшебная флейта» (муз. Р. Дриго, постановка Шатина и Яворского, 1934), «Марко Бомба» (муз. С. Халатова, постановка Шатина и Яворского, 1936). В 1936 Яворский был арестован и вскоре погиб, в 1937 было закрыто ритмопластическое отделение как направление «идеологически чуждое». Шатин остался единственным постановщиком, труппа приобрела направленность балетного коллектива, отчасти ансамбля народного танца. Именно «Остров танца» показал первую программ)7 народных танцев «Танцы народов советской страны» 17 июня 1937. Свыше 30 номеров было поставлено различными балетмейстерами и танцовщиками (в том числе из национальных республик). Они исполнялись в различных комбинациях в концертных программах, которые держались в репертуаре все последующие годы. За этой программой последовали постановки Шатина: балеты «Красавица Радда» (муз. Б. Асафьева, 1938) и «Жизель».
Сезон 1940-1941 коллектив работал в Казани, готовя татарскую декаду. Здесь Л. Якобсон поставил балет «Шурале» (муз. М. Яруллина), доведенный до генеральной репетиции (3 июня 1941). С началом войны коллектив «Остров танца» был расформирован.
Лит.: Немченко Н. Л. О нашей школе и театре «Остров танца» // Сов. балет. 1991. № 4; SouritzE. Moscows Island of Dance (1934-1941) // Dance chronicle. 1994. Vol. 17. № 1.
E. Я. Суриц
|
|