Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Периодика
Периодика. Российская П. второй половины XIX в. стеснялась писать о легком жанре. В то время, когда в Европе выходили посвященные варьете журналы («Dart Lyrique» во Франции, «Der Artist» в Германии и т. п.), в России о шантанах и садовых этуалях принято было говорить только в холостой компании за ликерами и кофе. Изменить ситуацию взялась женщина Е. Метакса, редактор-издатель «Иллюстрированного артистического обозрения кафе-концертов, театров, варьете и цирков» (СПб., 1898-1899, вышло 25 номеров, на русском и частично французском языках) спра-вочно-хроникальное издание (новости от Лондона до Астрахани, адреса дирекций, фотографии артистов и оркестров, предложения ангажемента, в основном иностранных исполнителей) дополнялось рассказами, фельетонами о театральном быте, юмористическими стихотворными обозрениями петерб. увеселений. В обличительном духе выдержаны очерки об этуалях, хористках, театральных агентах, бенефисах. Все это будет позаимствовано эстрадной П. 1900-1910-х гг.
Почин подхватила Одесса: «Театр-варьете» (двухнедельный, 1906-1912, ред. Д. Порпурин); «Современный шантан и театр» (еженедельный, 1906-1907, ред.-изд. Л. Ленин-Менделеев); «Дивертисмент» (орган театров-варьете, цирков и спорта, 1908-1910, ред.-изд. Ф. Кубчишен, с 1909- Б. Бродский). Одесские журналы, за исключением Ленина-Менделеева, издаваемые владельцами театральных агентств, уделяли много внимания местным кафе-концертам, завели криминальную хронику (аресты, самоубийства артистов легкого жанра); объектами фельетонной критики стали шантанные «гешефтмахеры», «жрицы» и «наложницы». В жестокой конкуренции друг с другом журналы боролись за подписчиков. «Театр-варьете» публикует репертуар для чтецов, певиц, дуэтов, куплетистов, развлекательную смесь (анекдоты, эпиграммы, шаржи и пр.), предлагает разные формы обозрений варьете (то от лица путешественника, то остроумного петербургского раешника). На это «Дивертисмент» отвечает обозревателем-дельтапланеристом, статьями о комическом на эстраде, печатает биографии известных артистов, директоров и антрепренеров, письма обманутых работодателями артистов.
Урожайным на журналы (5 названий) выдался 1909. «Сцена и арена» (М., 1909, ред.-изд. Н. Бутлер, режиссер и импресарио; вышел один номер) поставил вопрос об организации О-ва взаимопомощи артистов варьете и опубликовал анкету (в 1914 издание возобновится). «Друг артистов» (двухнедельный, М., 1909, вышло 8 номеров, ред.-изд. О. Журавская, певица и владелица моек, театрального агентства) решил сдружить артистов и антрепренеров, но серия разоблачительных статей восстановила против журнала и тех, и других. Печатал подробные обозрения программ моек, варьете, очерки о шансонетке М. Ленской, куплетисте Ю. Убейко и др. В «Спутнике артиста» (еженедельный, Саратов, 1909-1910, ред.-изд. А. Бадиков, хозяин саратовского театрального агентства) дополнением к справочно-инфор-мационному отделу и рекламе служили рассказы, рецензии на саратовские программы, письма артистов. С нескрываемой иронией написан репортаж из одного немецкого «кафешантанного университета», хотя в агентстве самого Ба-дикова также давали уроки легкого жанра по восьми категориям во главе с шансонетками.
В «Подмостках» (двухнедельный, Киев, 1909-1911, ред.-изд. А. Вальберг) привычное бичевание шантанных нравов прекрасно уживалось с восторженным описанием манто «дипломированной королевы бриллиантов» Регины де Бергони, афишей нового номера первого русского трансформатора и дамского имитатора-пародиста А. Галинского «Современные этуали» и статьями о Н. Плевицкой, А. Арсикове-Сурине, П. Бершадском-Бернардове. «Орган» (двухнедельный, Варшава, 190t9rl915, ред.-изд. Р. Витолло, глава варшавского посреднического бюро; выходил на русском и польском языках) публиковал афиши, фотоклише, фельетоны, программы театров-варьете.
В дальнейшем эстрадная П. выходила преимущественно в столицах. «Артист и сцена» (двухнедельный, СПб., 1910-1912, ред. Е. Асташева, М. Садовский) рубрики «Программы», «По театрам и садам» дают широкую панораму российской развлекательной культуры; монографические очерки знакомили с творчеством С. Сарматова и Плевицкой. «Артистический мир» (двухнедельный, М.., 1912-1918, ред. А. Серполетти, ветеран легкого жанра и владелец театрального агентства) печатал репертуар для певиц и рассказчиков и, что было редкостью, исповедально-лирические произведения знаменитого куплетиста С. Сокольского о судьбе шута-артиста. Журнал один из первых заговорил о необходимости режиссуры эстрадного номера; завел рубрики «Афишные курьезы» и «Черная доска» (о нечистоплотных директорах). «Варьете и цирк» (М., 1912-1917, ред.-изд. Бадиков); номера выходили нерегулярно (48 номеров за 6 лет), публиковал программы театров-варьете, цирков, кино, ипподрома. Также фельетоны, шаржи, корреспонденции с мест, судебную хронику. Журнал находился в постоянной конфронтации с «Артистическим миром» Серполетти, а также с печатным органом Российского о-ва артистов варьете и цирка (РОАВИЦ) «Сцена и арена» (М., 1914-1918, первый ред.-изд. Н. Бутлер, председатель правления О-ва). Журнал ведет хронику благотворительных акций эстрадных артистов, публикует письма артистов, в том числе с фронта Первой мировой войны, стенограммы заседаний О-ва, финансовую документацию и списки членов, знакомит с программами варьете по всей стране. К 1917 художественный отдел (рассказы, повести) расширился, сообщения же с мест напоминали сводки с полей классовых сражений, где против «эксплуататоров-антрепренеров» «актеры-пролетарии» применяли такие методы борьбы, как бойкот, забастовка, захват помещений.
В 10-е гг. появилось еще несколько специальных журналов, которые быстро пополнили эстрадную П.: «Ангажемент» (М., 1914, ред.-изд. А. Мах, вышло 3 номера информационно-рекламного свойства); «Шансонетка» (ежемесячный, СПб., 1914; вышло 5 номеров, в основном репертуарного характера); «Кабаре» (СПб., 1914, ред. И. Сафронов, изд. К. Чахмахсазян; вышел один номер, посвященный моек, и пе-терб. театрам миниатюр и кабаре); «Друг деятелей кино-варьете-миниатюр» орган Пет-рогр. отделения РОАВИЦ (Пг., 1916, ред. Н. Да-тешидзе (Тамарин), В. Гольден (Михалини), вышло 5 номеров). Это издание на восьми полосах без иллюстраций примыкает к многочисленному разряду дешевых театрально-зрелищных газет и рекламных журналов о театре, спорте и кинематографе, которые среди прочего знакомили читателей с эстрадными новостями: «Театральный листок» (Одесса, 1908-1911), «Театральное бюро» (Одесса, 1908-1914), «Театр и спорт» (СПб., 1910-1912), «Мир артистов» (Харьков, 1912-1913), «Новости театров, скетинг-рингов и кинематографов» (СПб., 1911-1913), «Полночь» (СПб., 1914-1916) и др.
На фоне этой печатной продукции солиднее выглядели столичные ежедневные театральные газеты: «Новости сезона» (М., 1896-1918, ред.-изд. С. Кугульский, М. Кугульская) программы моек, кафе-концертов, варьете, театров миниатюр, кабаре «Летучая мышь», рецензии на репертуарные сборники; «Театр» (М., 1907-1919, ред. С. Алексеев) анонсы эстрадных дивертисментов и представлений театров миниатюр с их последующим описанием в язвительно-фельетонной манере; «Петербургский дневник театрала» (СПб., 1903-1905, ред.-изд. А. Плещеев) в нескольких рубриках знакомил с репертуаром садов и других летних увеселений, с пренебрежением отзываясь об исполнительницах цыганских романсов, «звездах» шантана или увлечении кек-уоком. В «Обозрении театров» (СПб., 1906-1918, ред.-изд. И. Абельсон (И.Осипов), в последние годы- ред. Т. Бахму-тов) кроме репертуара столичных эстрадных площадок печатались статьи о концертах А. Вяльцевой, Плевицкой и др.
Много внимания уделяли «легким» жанрам (в том числе «Фарсам», «Буффам», где ставились эстрадные обозрения) столичные еженедельные театральные журналы. «Театр и искусство» (СПб., 1897-1918, изд. 3. Тимофеева (Холмская), ред. А. Кугель). Кугель увидел в легком жанре (прежде всего в театре миниатюр) источник творческой свободы, простоту и обаяние сценического примитива. В этом редактора поддерживали критики А. Ростиславов (статьи «Эстрада», «О постановках кабаре» 1908. № 30, 51) и присылавший в журнал «Московские письма» Э. Бескин. В разделы «Хроника», «Провинциальная.летопись» изредка проскальзывала информация о садах и шантанах, тогда как по понятным причинам без внимания не оставалась ни одна премьера «Кривого зеркала», Троицкого и Литейного театров миниатюр. «Рампа и жизнь» (М., 1909-1918, ред. Л. Мунштейн) статьи о «Летучей мыши», серия материалов об «эпидемии» театров-миниатюр, обширный иллюстративный материал о «Кривом зеркале» (фотографии сцен и артистов, шаржи, рисунки), о дивертисментах в клубах, концертах в Дворянском собрании. «Театральная газета» (М., 1913-1918, ред. Бескин) рубрика «Цирк и варьете» больше знакомила с цирковыми новостями, хотя, по опубликованной здесь же статистике, в России было 800 театров-варьете и 46 цирков (1913. № 13). Кабаре и театры миниатюр проходили под рубрикой «Театр», и наиболее содержательные статьи о них принадлежат критику А. Черепнину (1916. № 5, 41, 45, 47, 49). Печатались воспоминания Б. Борисова, описания опытов музыкальной декламации Н. Вашкевича, а также статьи историко-теоретического плана («Кабаре» Э. Фри-геля 1914. № 1; «Искусство в миниатюрах» Н. Россова 1913. № 14 и др.).
Таким образом, именно в театральной П. начала выкристаллизовываться эстрадная критика, прежде всего утверждавшая значение эстрадного театра как полноправного раздела драматического искусства. Много ценных наблюдений, описаний программ, обозрений, спектаклей разбросано в газетной П. Больше других на эстрадные темы писали «Биржевые ведомости», «Рус. слово», «Дело», «Рус. ведомости», «Слово».
К 1918 все названные здесь журналы и газеты были закрыты. Вакуум пытались заполнить редкие провинциальные издания типа газеты «Зритель» (Киев, 1918, ред. М. Линский; анонсы и рецензии на программы «Би-ба-бо», «Интимного театра» М. Строева, «Большого театра миниатюр», кабаре «Маска» С. Сергеева, выступления Л. Утесова). В столицах могли выходить только официальные издания. «Вестник театра» (Зраза в неделю, М., 1919-1921, орган ТЕО Наркомпроса) давал информацию о митингах-концертах, эстрадно-цирковых выступлениях на агитплатформах, спектаклях теревсатов, опытах коллективной декламации
B. Сережннкова, театре «Петрушка» Н. и И. Ефимовых, о закрытии ряда театров
миниатюр, концертной халтуре и др. В 1920 (№ 58) была на печатана программная статья наркома просвещения А. Луначарского «Будем смеяться», а также подписанные им распоряжения о вновь возникающих «мелких» театрах типа миниатюр и кабаре. «Жизнь искусства» (Пг.; Л.; М., 1918-1929, ред. Г. Адонц (Петербургский), подзаголовки и периодичность менялись, с 1923 еженедельный журнал) особенно в первые
годы уделял много внимания театрам малых форм, вроде «Вольной комедии» и «Балаганчика» Н. Петрова, «Народной комедии» С. Радлова и др.
В статье о постановке Радлова «Любовь и золото» В. Шкловский использовал идеи ОПОЯЗа
о перспективности канонизации «младшего рода» искусства взамен возобновления старых
образцов, выявил театральную природу смеха (1922. № 679-681). Рубрика «Русское искусство
за границей» знакомила с гастролями «Летучей мыши», Плевицкой, других отправившихся в
эмиграцию мастеров дореволюционной эстрады. В 1923 в журнале появляется рубрика «Эст
рада» (статьи о мюзик-холле, джаз-оркестре Л. Теплицкого, танцевальных номерах А. Румне-
ва и В. Друцкой и др.). Легкому жанру посвящены фельетоны А. Флита, критические разборы
C. Дрейдена.
С переходом к нэпу и либерализацией художественной жизни один за другим появляются театрально-зрелищные журналы. «Еженедельник петрогр. гос. театров» (Пг., 1922-1923) уделяет внимание не только театрам миниатюр и кабаре, которые возникают в эти годы, но и эстрадным номерам комическому хору А. Ча-рова, «салонным» танцам и др. «Экран» (вестник театра, искусства, кино, спорта, выходил Зраза в неделю, М., 1921-1922, ред.-изд. М. До-линов, Н. Хессин) печатал программы и заметки о моек, эстрадных театрах («Коробочка», «Гротеск», «Мозаика», «Карусель», «Летучая мышь» под рук. А. Архангельского, «Веселые маски», Мастерская Н. Фореггера); в рубрике «Театры миниатюр» мелькают названия коллективов-мотыльков, кабаре, организованных артистами моек, театров, включая Камерный театр (кабаре «Эксцентрион»). Проблемы и туманные перспективы кабаретного движения в пролетарском государстве пытался осмыслить критик Г. Геройский. «Театральное обозрение» (2 раза в неделю, М., 1921-1922, ред. В. Кугель, В. Попов) примечательно статьями молодого П. Маркова, в частности об опытах Мастфора. «Театральная Москва»
(2 раза в неделю, М., 1921-1922, ред. Веский) острая полемика о месте эстрадных жанров в новом пролетарском государстве. В рубрике «Дневник рецензента» В. Блюм торопился списать в архив все развлекательные театрики Москвы, тогда как А. Абрамов приветствовал мюзик-холл Фореггера и ,Д Масса как форму театра, наиболее соответствовавшую пульсации современной жизни (192-2. № 29).
«Эрмитаж» (программа-журнал Моск. театрального объединения «Эрмитаж», М., 1922; вышло 15 номеров), далее «Зрелище» (еженедельник театра, мюзик-холла, цирка, массового действа, теафизкульта, балагана, кино, 1922-1924, ред. Л. Колпакчи) эстрадная тематика занимала ведущее место и не умещалась в отведенной ей рубрике «Эстрада»; была представлена статьями практиков (Фореггера, Масса, А. Менделевича, А. Алексеева, Э. Краснянского), теоретиков (Б. Арватова, О. Брика, М. Рейсне-ра), рецензиями Абрамова, В. Ивинга, С. Буго-славского и др. Отклики на программы театров миниатюр, программы «Эрмитажа», «Аквариума», концерты джаз-банда В. Парнаха, танцевальные номера К. Голейзовского, Л. Лукина, Н. Глан, характеристики творчества А. Перегонец, Ф. Ку-рихина, Е. Неверовой и других известных артистов дополнялись прожектами тотальной «агит-мюзик-холлизации» развлекательного искусства. Обилие разбросанных по публикациям точных дефиниций и наблюдений над спецификой малых форм говорило о том, что эстрада в эти годы стремительно продвигалась к самоосознанию и самоопределению. Об этом же свидетельствовало -закрепление самого термина «эстрада» и появление одноименных рубрик в театральной П. начала 20-х гг. «Новая рампа» (еженедельный орган гос. театров и филармонии, М., 1924, отв. ред. Л. Назаренко), далее журнал переименован в «Программы гос. академических театров» (М., 1925-1927, отв. ред. К. Савельев) давал краткую информацию об эстрадных программах и спектаклях. «Рабочий зритель» (еженедельник культотдела МГСПС, М.; 1923-1925, отв. ред. X. Диамент) -рубрики «Цирк и эстрада», «В провинции», «В рабочих клубах» в основном заполнялись направленными против эстрадной халтуры и «безыдейности» корреспонденциями теарабкоров, движение которых и было инспирировано журналом.
Теарабкоры активно включились в работу нового вида журнальной П., возникшей в СССР, изданий по самодеятельному творчеству («Деревенский театр», «Клубная сцена» и многие другие). В них публиковались материалы о живых газетах и синеблузном движении, агитпропбригадах, танцевально-акробатических кружках и др. Начиная с «Синей блузы» (М., 1924-1928), регулярно выходившие репертуар-но-методические издания инструктировали клубные коллективы малых форм в ходе различных политико-хозяйственных кампаний.
Теарабкоры с их безапелляционными суждениями типа «рабочему это не нужно!» публиковались и на страницах «Нового зрителя» (театральный орган МОНО, М., 1924-1929, ред. Блюм; с 1928 орган Мосгубполитпросвета, отв. ред. М. Розен). Статьи о Моск. мюзик-холле, обозрениях Театра сатиры, «Кривом зеркале», эстрадных дивертисментах отличались повышенной идеологической требовательностью, борьбой с развлекательностью, зрелищностью как следствием «разлагающего влияния буржуазной культуры». В 1928 на страницах журнала прошла дискуссия под лозунгом бойкота «пивной эстрады», в ходе которой были высказаны идеи необходимости создания стационарных и передвижных эстрадных театров и ансамблей, ужесточения тарификации эстрадных исполнителей, борьбы за идеологически полноценный репертуар, привлечение новых авторов, способных соединить революционный пафос с сатирой. В 1929 журнал слился с еженедельником Наркомпроса «Современный театр» (М., 1927-1929, ред. А. Орлинский), публиковавшим репортажи из комиссии по тарификации артистов эстрады, рецензии на спектакли мюзик-холла, Театра обозрений Дома печати и др. «РАБИС. Театр. Кино. Цирк. Эстрада» (еженедельник ЦК Всерабиса, М., 1927-1934, ред.
B. Коцин) освещал гастрольную практику. Свой орган учредило и Центр, управление госцирками- «Цирк» (двухнедельный, М., 1925-1927, отв. ред. А. Луначарская), далее «Цирк и эстрада» (1927-1930, в последний год отв. ред. C. Воскресенский). Придание журналу дополнительного статуса эстрадной П. лишь в незначительной степени повысило репрезентативность «малых форм» на его страницах, чаще служивших для публикации официальных установок в области развлекательного искусства.
На долгие годы эстрадная проблематика прописалась в ленингр. журнале «Рабочий и театр» (Л., 1924-1937, отв. ред. А. Маширов, с 1932 А. Штейн; периодичность и подзаголовки менялись), далее «Искусство и жизнь» (ежемесячный журнал, посвященный вопросам театра, музыки, кинематографии, цирка, эстрады, изоискусства; и художественной самодеятельности, 1938-1941). Печатались развернутые рецензии на «все премьеры ленингр. театров малых форм, мюзик-холла, некоторые программы в садах отдыха, клубах, новые номера В. Яхонтова, А. Закушняка, А. Шварца, Н. Смирнова-Сокольского, П. Курзнера, В. Корилли, Г. Афонина, В. Гущинского, А. Райкина, К. Шульженко, А. Менакера и др. Общие обзоры современною состояния эстрадного искусства и его отдельных жанров (фельетона, куплетов и др.) принадлежали критикам С, Дрейдену, Е. Мину.
Моск. П. 30-х гг., выходившая под патронажем Наркомпроса, а затем Комитета по делам искусств СНК, «Театральная декада» (1934-1937, отв. ред. М. Имас), далее «Декада моек, зрелищ» (1938-1940), далее «Театральная неделя» (1940-1941, отв. ред. Е. Орликов), а также «Советский театр» (ежемесячный, 1930-1933), далее «Театр и драматургия» (1933-1936), далее «Театр» (1937-1941, 1945),- скупо освещала эстрадную практику, изобиловала запретами и императивами (закамуфлированными под «споры об эстрадных образах, масках» и т.д.). Даже редкие очерки о мастерах часто служили поводом для очередных табу, идейных требований, между которыми была зажата предвоенная эстрада.
Журнал «Театр» в 40-80-е гг. не раз обращался к жанру художественного слова (статьи С. Ко-чаряна, Д. Журавлева, Е. Дубновой, Н. Крымовой), проблемам «театра песни»; на эстрадные темы писали Ю. Дмитриев, В. Ардов, Л. Тихвинская.
Отдельные статьи, рецензии, очерки (Н. Завадской, А. Асаркана, Б. Поюровского и др.) о певцах, джазовых и вокальнОИнструментальных ансамблях, возрожденных мюзик-холлах не могли поколебать периферийного положения эстрадных жанров в журналах «Музыкальная жизнь» (двухнедельный, М., 1957) и «Театральная жизнь» (двухнедельный, М., 1958). С июля 1963 по 1993 в Москве издавался ежемесячный иллюстрированный журнал Министерства культуры СССР «Советская эстрада и цирк» (преемник журнала «Советский цирк»- с окт. 1957). Журнал широко освещал творческую практику советской эстрады, публикуя итоги Всесоюз. и Всерос. конкурсов артистов эстрады, рецензии, интервью, очерки, различного рода беседы, обзоры и др.; также статьи по вопросам теории и истории, материалы о зарубежной эстраде. Отв. ред. В. Вирен (до дек. 1964), А. Короленко (до окт. 1965), Н. Кри-венко (до окт. 1973), В. Козлов (до дек. 1991), С. Макаров (1992-1993), В. Гурович (1993). Вред-коллегию в разное время входили В. Ардов, Н. Богословский, Л. Утесов, Я. Френкель, Л. Ошанин, А. М. Внуков, Ю. Дмитриев, Т, Карева, П. Шабанов и др. С 1992 журнал назывался «Эстрада и цирк». На страницах журнала запечатлены творческие портреты актеров нескольких поколений, сменившихся за 30 лет, представляющих все эстрадные жанры.
Репертуар для самодеятельных эстрадных коллективов (агитбригад, ВИА, ансамблей бального танца и др.), интервью с профессиональными эстрадными исполнителями, очерки о них публиковали журналы «Художественная самодеятельность» (М., 1956-1963), «Клуб и художественная самодеятельность» (двухнедельный, М., 1964-1988), далее «Клуб» (ежемесячный, М., 1989) и «Культурно-просветительная работа» (ежемесячный, М., 1946), «Встреча» (с 1992).
Центральная пресса регулярно обращалась к эстрадной проблематике; в разные десятилетия почти во всех столичных газетах были опубликованы статьи (или интервью) ведущих мастеров эстрады: Райкина, Вл. Хенкина, М. Гаркави, Смирнова-Сокольского, И. Набатова, Утесова, Л. Зыкиной, Л. Лещенко, композиторов Ю. Саульского, Р. Паулса и многих других. В газете «Советское искусство» с середины 30-х до начала 50-х гг. эстрадным обозревателем был В. Эрманс, в «Советской культуре» с обзорами и проблемными статьями в 60-80-е гг. выступали Дмитриев, А. Конников, Б. Поюровский, М. Игнатьева, И. Черейский, в «Правде» В. Терская, В. Познанский, С. Клитип, в «Вечернем Ленинграде» Дрейден, Мин, Е. Гершуни, Д. Золотниц-кий, Ю. Алянский и др. Партийность газетной П. настраивала большинство авторов статей на серьезный лад, что подчеркивалось в названиях типа «Шутки в сторону» (Райкин в «Советском искусстве»), «О легком жанре всерьез» (Конников в «Правде»), «Легкое не легковесно» (С.Михалков в «Комсомольской правде») и ставшее штампом «Смех- дело серьезное».
В середине 80-х гг. в двух основных молодежных газетах появились регулярные рубрики-полосы, посвященные миру поп-музыки (очерки о музыкантах и интервью с ними, репортажи о гастролях, концертах, фестивалях, новости рынка грамзаписей, хит-парады дисков и видеоклипов), «ЗЗУ3» в «Комсомольской правде» (вед. Л. Захаров) и «Звуковая дорожка» в «Моск. комсомольце» (вед. Д. Шавырин). С 1989 в качестве ежемесячного приложения к журналу «Эхо планеты» выходит в Москве журнал «Музыкальный Олимп» (гл. ред. Н. Ефимов), публикующий материалы о зарубежной и отечественной поп-рок-культуре (группы «Браво», «Ногу свело», «Мегаполис», «СерьГа», Б. Гребенщиков, В. Бутусов, В. Сташевский и др.). Впрочем, представители рок-тусовки, в период подполья создавшие свой рок-самиздат, больше доверяют изданиям, возникшим в собственной среде, типа журналов «Урлайт» или «Контркультура». Всего же в энциклопедии «Золотое подполье» (Нижний Новгород, 1995) приводится около ста периодических рок-изданий. Поклонникам техномузыки, посетителям ночных молодежных рейв-клубов адресован один из самых популярных рок-журналов середины 90-х гг. «Йтюч» (М., 1996, гл. ред. И. Шулинский). В 1996 начал выходить иллюстрированный музыкально-информационный журнал «Джимми» (рок, джаз, поп-музыка, современные отечественные и зарубежные звезды; чарты продажи альбомов, каталоги выхода музыкальной продукции и др.).
На страницах постперестроечной газетно-журнальной П. звезды эстрады появляются главным образом в качестве героев светской хроники и скандалов. Приоритет личной жизни над творческими аспектами в публикациях о музыкантах и артистах, в частности, характерен и для журналов телевизионных- «ТВ-парк» (М., 1994) и «Семь дней» (М., 1996). На этом фоне исключениями выглядят два издания, редактируемые самими поп-звездами: журналы «Стае» (М., 1995-1997, ред. С. Намин) и «Алла» (М., 1993-1997, ред. А. Пугачева), выявляющие лидеров в сферах рок- и поп-музыки (Ф. Киркоров, Л. Агутин, В. Меладзе, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук и др.). В рубрике «Архив» журнал Намина публикует статьи о И. Талькове, М. Науменко, а «Алла» воспоминания о ТВ эстраде конца 60-х 70-х гг. Д. Иванова. Давая возможность высказываться о коллегах представителям музыкально-артистической элиты (статьи Р. Виктюка о Е. Шифрине, В. Винокура о Л. Лещенко), Пугачева сама интервьюирует молодых исполнителей, пишет рецензии на новые концертные программы и диски.
Лит.: Вишневский В. Е. Театральная периодика: Биб-лиогр. указ. Ч. 1. 1774-1917; Ч. 2. 1917-1940. М.; Л., 1940; Уварова Е. Об эстрадной критике // Эстрада без парада. М., 1991. ,М. В. Юиисов.
|
|