Потемкин П. П. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Потемкин П. П.

Потемкин Петр Петрович (1886, Орел-21.10.1926, Париж)- поэт, писатель-юморист, драматург, переводчик. Воспитывался в семье чиновника, занимавшего высокий пост на петербургской службе сборов, близкого к литературным кругам. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Первые стихи опубликовал, будучи студентом, в сатирическом журнале «Сигнал» (1905). Писал басни, сказки и печатал их практически во всех выходивших тогда сатирических журналах («Водолаз», «Рапира», «Маски», «Комета», «Еж» и др.). В 1906 сблизился с символистами, был завсегдатаем на литературных «воскресеньях» у Ф. Сологуба, где познакомился с Вяч. Ивановым, Г. Чулковым, Н. Гумилевым. Сотрудничал в символистских изданиях «Остров», «Золотое руно». Но первый поэтический сборник П. «Смешная любовь» (1908) показал, что автор далек от безоговорочного принятия символистских манифестов, его больше тянет к юмору и сатире. Постепенно  П. создал свой стиль легкой, изысканной поэзии, не лишенной налета стилизации. В. Брюсов, назвавший его первый сборник однодневкой, тем не менее отметил, что П. «сразу сделался маленьким мэтром (Весы. 1908. № 3. С. 78). Современники находили в его поэзии необычный ритмический рисунок стихов, тонкую, едва уловимую пародию на А. Блока, М. Кузмина, Ф. Сологуба. Это необычное соревнование с первыми перьями русской литературы принесло автору шумный успех. Певец будничной повседневности, городского мещанского быта, П. в своих стихах снижал возвышенный пафос символистов. Такие общепризнанные поэтические символы, как, например, блоковская Прекрасная Дама, в интерпретации П. становилась обычным парикмахерским манекеном. Стал одним из ведущих сотрудников журнала «Сатирикон», стихи, напечатанные на его страницах, составили второй сборник П. «Герань» (1912). Прошел путь от романтической пародии и лирической сатиры к бытовому юмору с психологическим подтекстом. Все это счастливо соединилось в драматургии П. Его изящные и тонкие театральные миниатюры шли на эстрадных подмостках кабаре Вс. Э. Мейерхольда «Дом интермедий» (1910), «Бродячая собака» (1911-1913), московской «Летучей мыши» («Катенька», «Китайские болванчики», «Павловские казаки в Париже» и др.). Но самое плодотворное сотрудничество у П. было с «Кривым зеркалом», на сцене которого блистала его жена, актриса Е. Хованская. В репертуаре театра долго сохранялась написанная им совместно с К. фонГибшманом пьеса «Блэк энд уайт», в которой было счастливо найдено сочетание сатирического и комического. В ноябре 1920 эмигрировал, до 1924 жил в Праге, где вел активную деятельность в качестве члена правления и казначея Союза русских писателей, организатора «устных альманахов». В 1923, в Берлине вышла третья книга стихов П. «Отцветшая герань: То, чего не будет», полная пессимизма и отчаяния, горечи и тоски. Коренным образом меняется характер смеха П.: из светлого и веселого он превращается в горький и саркастичный. Печатается в эмигрантской прессе, много пишет для театров миниатюр («Любовь по чинам», «Полотер» и др.), воскрешает воспоминания о Мейерхольде, театре «Дом интермедий» (Последние новости. 1926, 13 июня). В 1924 П. переезжает в Париж и становится сотрудником газеты «Последние новости». Участвует в создании театра «Еврейское зеркало» (1925), где шли его скетчи «Факир», «Кафе-крем», «Шашлычники». «Медведь». Продолжал писать для оказавшейся в Париже «Летучей мыши». Устроил «поминки» по «Бродячей собаке». «…Грусть Потемкина на этом вечере была не элегической, а горькой, трагической. От былой его веселости не осталось и следа, он осунулся, вид имел угрюмый» (Оцуп Н. Современники. Париж. 1961. С. 115). В свое последнее лето снимался в кинофильме «Казанова» в Венеции. Вернувшись в Париж, как вспоминал Дон-Аминадо, «Петр Петрович развесил портреты милых, петербургские свои гравюры, старые ленты с театральных венков… и умер» (Последние новости. 1926, 23 октября). Похоронен на кладбище Пантен, позже перезахоронен в склепе Тургеневского общества на кладбище Пер-Лашез.
Соч.: Поэты «Сатирикона». М; Л., 1966. Русская поэзия Серебряного века. Антология. М.. 1993.
Лит.: Спиридонова  Л. А. Потемкин Петр Петрович // Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918- 1940. Писатели Русского зарубежья. М., 1997. С. 321-324.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования