Портнов Г. А. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Портнов Г. А.

Портнов Георгий Анатольевич (род. 17.08.1928, Ашхабад)- композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1976). В 1943 окончил музыкальную школу и поступил в Сухумское музыкальное уч-ще им. Д. Аракишвили (класс М. Бубновой), затем в 1948 в Ленингр. музыкальное уч-ще при консерватории, в 1950 — в консерваторию (окончил в 1955, класс композиции О. Евлахова). В 1952-1955 концертмейстер самодеятельных коллективов в Ленинграде. После разнообразных поисков (сюита для фортепиано, соната для скрипки, цикл песен на ст. А. Прокофьева, обработки русских народных песен «По ельничку», «Дом и воробей», балет «Дочь снегов», 1956 и др.) сосредоточился на работе в области песни (многие, ставшие популярными, пришли на эстраду из театральных спектаклей, к/ф). В 1961-1962 написаны песни «Ленинградский постовой» (ст. Л. Шишко), «Песенка поливальщика улиц» и «Песня рыболовов» (обе на ст. Е. Гвоздева), «О зависти, Люське и цветах» (на ст. Ю. Принцева) и др. В этих песнях-портретах, песнях-сценках композитор дает яркие музыкальные характеристики. Для Ленингр. театра миниатюр под рук. А. Райкина пишет музыку к спектаклям «На сон грядущий», 1959, «От двух до пятидесяти», 1960, «Время смеется», 1962. В моноспектакле
«История одной любви» музыка помогала воссоздавать времена года- весну, лето, осень, зиму, соответствовавшие юности, молодости, зрелости и старости райкинского героя, другая музыкальная тема — лирический вальс напоминал об утраченной любви. К середине 60-х гг. песни П. получают известность на эстраде. Это преимущественно лирические монологи, открытые, радостные, иногда с налетом светлой грусти, в мелодию проникают разговорные интонации: «Неужели это мне одной?», 1964, ст. Ю. Принцева в к/ф «Когда песня не кончается» в исполнении А. Фрейндлих (на эстраде пела М. Кристалинская). Популярной стала песня «Белые ночи» на ст. Гвоздева, «Если ты с малых лет в Ленинграде живешь…» из к/ф «Проводы белых ночей» (вошла в репертуар Э. Пьехи). Лирика окрашивает и «военные» песни П.: «Увела солдат война», «Дороги отцов» (обе на ст. В. Суслова). В русском стиле песни «Елочка» (из к/ф «Прошлым летом»); «Не вечор ли» (из к/ф «Даурия») на эстраде исполнялась А. Сенчиной. В 70-е гг. П. пишет песни-романсы: «Берег детства» (ст. И. Резника), «Старинные вальсы», «Небо и земля» (обе на ст. Г. Горбовского); в стиле «ретро» танго «Волны» (ст. К. Рыжова, к/ф «Старые стены»), исполненное Л. Гурченко, на эстраде ставшее шлягером С. Захарова. П. обращается и к стилистике молодежной песни. Так, в героической балладе «Ты лети, лошадка» (радиоспектакль «Первая конная»), ст. Б. Корнилова, используются различные стилистические пласты, от интонаций массовых песен 20-30-х гг. до современных ритмов, гитарной аранжировки (впервые исполнена Э. Хилем). В песне «Прошу тебя» в исполнении И. Понаровской (ст. Рыжова, из музыкальной комедии «Любви все возрасты», 1979) широкая лирическая мелодия сочетается с экспрессивным битовым ритмом. Для музыкального театра написаны оперетты, музыкальные комедии. Много музыки к спектаклям драм, театров, к/ф, радиопостановкам.
Лит.: Орелович  А. Оперетта // Музыка и жизнь. 1973. Вып. 2; Фрадкина Э. Композитор Георгий Портнов. М., 1988.
Л. К. Бубенникова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования