Русланова Л. А. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Русланова Л. А.

Русланова Лидия Андреевна (14/27.10. 1900, Саратовская губ.- 21.09.1973, Москва) — певица, контральто. Засл. арт. РСФСР (1942). Раннее детство провела в^деревне, где песня сопровождала ее всегда- пели родные, пела вся деревня, пела и Р. (с шести лет давала домашние концерты). Уже тогда песня стала смыслом ее жизни. Осиротев в пять лет, песней зарабатывала милостыню, затем оказалась в сиротском приюте в Саратове. Окончила три класса церковно-приходской школы, пела в церковном хоре, где и получила первоначальное музыкальное образование, стала солисткой хора. После школы ученица, а затем и работница мебельной фабрики. Проработав на фабрике до 16 лет, Р. составила немалый репертуар «рабочих» концертов, куда входили не только народные, но и песни городских окраин («Очаровательные глазки», «Златые горы», «Окрасился месяц багрянцем», «Шумел, горел пожар московский», «Ах ты, степь широкая» и др.). Глубокий, грудной голос (низкое контральто) большого диапазона позволял ей переходить даже к сопрановым звучаниям, Р. пела широко, раздольно, эмоционально разнообразно-в традициях уличного городского пения. Первый раз выступила на «официальном» концерте в шестнадцать лет перед солдатскими депутатами. Явные способности обратили на нее внимание специалистов, и Р. поступает в Саратовскую консерваторию, где проучилась два года у профессора М. Медведева (до 1916). Но по свидетельству самой Р., она не создана была для академического пения: «Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня» (Жизнь моя песня // СЭЦ. 1968. № 7. С. 7). Р. уходит из консерватории, начинает выступать перед солдатами, на фабриках, в 1923 впервые выходит как профессиональная актриса на сцен) эстрадного театра «Скоморохи» (Ростов-на-Дону). 1924-1932 солистка театрального бюро Центр, дома Красной армии, 1933-1948 солистка ГОМЭЦ (ВГКО). В 1948-вслед за своим мужем генералом В. Крюковым Р. была репрессирована. После реабилитации с 1953 артистка ВГКО. Р. вновь начала выступать в Москве
Р. принесла на эстраду темперамент, открытую эмоциональность. И песни соответствовали манере исполнения- «Степь да степь кругом» (ст. И, Сурикова), «Вниз по Волге-реке»-, «Из-за острова на стрежень», «Меж высоких хлебов затерялося» (ст. Н. Некрасова). Р. любила петь в.полный голос со всеми оттенками и переливами (недаром она поучала молодых: «Песню надо петь, а не шептать»), но при этом предпочитала контрасты: от песен печальных, протяжных, в исполнении которых Р. поднималась и до трагедийных высот, могла приглушенно, «душой» спеть колыбельную («На улице дождик»), почти захлебнуться в безысходной, безответной любовной тоске («Липа вековая») и тут же разразиться серией озорных, плясовых частушек, шуточных припевок («Саратовские страдания», «Жигули», «Валенки»). В «жестоких» городских романсах Р. могла «подыграть» мелодраматическому содержанию, чуть утрированно подать страсти своих персонажей, окрасив их легкой иронией (в 30-е гг. ее упрекали в «цыганщине»). Но природный артистизм Р., искренность и глубина переживаний защищали ее от вульгарности. Умела работать со словом, выбирая в каждой песне главное, ключевое, которое определяло звучание песни. Особняком в творчестве Р. стоит исполнение современных песен. Она находила в них как бы отголосок городской песни, любимой ею с детства: «Матрос-партизан Железняк», «Катюша» М. Блантера впервые исполнены Р.; «Шел со службы пограничник», «И кто его знает» — муз. В. Захарова на ст. М. Исаковского. Поначалу  Р. выступала в подлинном костюме саратовской крестьянки: в лаптях, голову покрывал платок, как полагалось замужней крестьянской женщине; степенно кланялась низким поклоном публике, после чего резко меняла ритм поведения и вступала в силу стихия ее пения — от раздольно-удалого к лихой частушке, которую сменяла печальная притча. Позже от лаптей Р. отказалась, но коллекционировала подлинные народные костюмы, любила в концертах рядиться в них, делала это со вкусом. Обладая врожденным чувством стиля, Р. никогда не работала с режиссером. И тем не менее на «огранку» ее таланта оказал большое влияние конферансье М. Гаркави, в 20-30-е гг. муж Р. В совместных концертах он прививал ей вкус к импровизации, свободному общению с залом. Р. выступала и под аккомпанемент рояля (знаток русской песни М. Савицкий), дуэта гармонистов (Жерихов и Борисенко), трио баянистов (А.Кузнецов, Я. Попков и М.Данилов), аккордеона, домры, балалайки, в сольных концертах с Русским народным оркестром им. Осипова. «Душа-певица», так ее называли, истинно народная артистка, уже в авг. 1941 выехала на фронт в составе артистической фронтовой бригады, все годы войны пела для солдат. Прошла с армией весь путь до Берлина, ее «Валенки» звучали на ступенях рейхстага в День Победы. Неординарность личности Р. проявлялась не только на сцене — она страстно любила и понимала живописьу?была коллекционером, прекрасной рассказчицей. Сильный характер, не сломленный невзгодами и суровыми испытаниями, выпавшими на ее долю, позволил ей продолжить традиции выдающейся исполнительницы песен начала века — Н. Плевицкоп и войти в историю отечественного искусства.
Соч.: С верой в сердце // Муз. жизнь. 1965. № 3; Жизнь моя песня // СЭЦ. 1968. № 7; Три встречи // Когда пушки гремели, 1941-1945. М., 1978: Вся радость бытия // Телевидение и радиовещание. 1980. № 10.
Лит.: Ардов  В. Звучит русская песня // СЭЦ. 1964. № 1; Зыкина Л. Лидия Русланова и театр песни // Театр. 1974. № 5; Лидия Русланова: Сб. М., 1981; Смирнова  Н. Русская народная песня. М., 1985. С. 4-20; Грин  М. Душа-певица // СЭЦ. 1990. № 5. С. 38-41: Л. А. Русланова. К 90-летию со дня рождения // Телевидение и радиовещание. 1990. № 10; Галис А. И. Зовут ее Русланова. Самара, 2000; Вартугин  В. И. Легенды о жизни Лидии Руслановой. Саратов, 2000.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования