Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Таскин А. В.
Таскин Алексей Владимирович (04.02. 1871, Барнаул- 13.11.1942, Ленинград)- пианист-аккомпаниатор, композитор, дирижер. Из семьи горного инженера. Четырех лет от роду Т. уже наигрывал на рояле до полусотни мотивов популярных опер. В 1884, окончив Петербургское реальное училище, намеревался поступить в Горный институт, пойти по стопам отца. Знакомство с Н. Фигнером сыграло важную роль в жизни Т., решившего всецело посвятить себя музыке. Первый публичный успех в качестве аккомпаниатора на благотворительном концерте в 1889 подтвердил правильность избранного Т. пути. Частным образом прошел курс теории композиции у профессора Петербургской консерватории Н. Соловьева, с 1893 началась и композиторская деятельность. Стал автором более 400 романсов, песен и мелодекламаций: «Бывало-бывало», «Песня цыганки». «Помнишь ночь?», «Тихо кругом», «Я люблю», «Не в силах я забыть», «Солнце заходит» и др. (изданы в Москве, Петербурге, Лейпциге). Исполнителями были выдающиеся отечественные певцы: М. и Н. Фигнеры, А. Вяльцева, А. Давыдов. Вел педагогическую работу (готовил с артистами оперные партии), дирижировал симфоническим оркестром Павловского вокзала (1898-1905), симфоническими концертами на выставке «Музыкальный мир» (1906). Имя Т. как блистательного аккомпаниатора гремело по всей стране. Он аккомпанировал Ф. Шаляпину, Л. Собинову, Ф. Таманьо, М. Баттистини, Л. Кавальери, Т. Руффо и др. Но главной вехой его творчества стало десятилетнее сотрудничество (1902-1913) с Анастасией Вялъцевой, При внешней виртуозности аккомпанемент Т. составлял единую музыкально-драматическую интерпретацию песни или романса, создавал ощущение цельного замысла, который воплощался в поразительном слиянии партий солирующего голоса и фортепиано. Т. с хрупкой нежностью создавал узорный фон своего аккомпанемента, полностью оказываясь в мелодике Вялъцевой. «Задорные носовые нотки прозрачных вяльцевских бельканто падали на звуки пианино, словно падает жемчуг на серебряное блюдо», писала пресса об их неподражаемом дуэте. После смерти Вялъцевой Т. пытались ангажировать многие исполнительницы: Мария Башарина, Надежда Плевицкая, Наталья Тамара, совершившая с Т. большое концертное турне. Главнейшей задачей аккомпаниатора Т. считал умение точно уловить желания, намерения и эмоциональное состояние вокалиста. Говоря о технике выработку мягкого «туше», вернее мягкого «удара»: «Чем мягче у аккомпаниатора удар, тем он менее заглушает голос певца и лучше выделяет задуманные певцом эффекты», говорил он в одном из интервью.
В 1918 Т. дирижер в Современном театре, в 1919-1922 гг. зав. музыкальной частью Драматического театра Народного дома, военный капельмейстер в 1-м батальоне охраны Петрограда, зав. музыкальной частью при комендатуре. В 1922 возник просуществовавший почти пятнадцать лет дуэт с М. Нижальской («песни
печали и радости»), она пела в том числе и вяльцевский репертуар. Т. обладал острым чутьем на таланты, ему принадлежит первенство в открытии оригинального дарования исполнительницы цыганских романсов И. Юрьевой, которую он заметил и дал ей путевку в жизнь. С 1931 работал штатным аккомпаниатором ГОМЭЦ, затем в Ленконцерте (1941). За 45 лет работы совершил свыше4 50 концертных турне по всей стране, аккомпанировал более 6 тысяч раз. Последние два года жизни провел в Ленинградском Доме ветеранов сцены и умер в блокаду. У Т. было два сына: Сергей (умер в 1941 г.)- музыкант и дирижер, Владимир актер кино.
Лит.: Савченко Б. Кумиры российской эстрады. М. 1998. С. 352-353.
А. А. Лопатин
|
|