Цирки в России в первой половине 19 века - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Цирки в России в первой половине 19 века

Цирки в России в первой половине 19 века

 

Этот период истории цирка в России падает на время царствования Николая 1 (1825-1855). Восстание декабристов испугало царя. В ход пошли казни, ссылки.


Свирепствовала цензура. С другой стороны царское правительство стремилось через искусство воздействовать на общество, отвлекать от серьезных политических проблем. Выполнение этих задач возлагалось и на цирки. Покровительство, которое оказывали циркам правящие круги России, вызывало у многих иностранных трупп стремление прибыть сюда на гастроли и даже создать в Петербурге и Москве стационарные цирки.

Цирки Жака Турниера, Луи Сулье, Карла Бергамеско.

(Жак Турниер - ученик, позже артист труппы Астлея. После того как подросли его дети, создал свою труппу и гастролировал с ней в Италии, Испании, Франции, Германии.)

По окончании траура в связи со смертью Александра 1 в 1825 году в Петербург во главе труппы (вновь) прибыл Жак Турниер. Он начал давать представления в балагане на Дворцовой площади и одновременно начал хлопоты о строительстве зимнего стационарного цирка. Цирк был построен (архитектор С.Л.Шустов) и открыт 11 декабря 1827 года. На открытии цирка выступала труппа Жака Турниера. Затем она объединилась с труппой канатоходцев Киарини, Теперь программа состояла из выступлений конных искусников, канатоходцев, батальных пантомим и арлекинад. Позже цирк Турниера был выкуплен Дирекцией императорских театров и, став казенным, получил наименование "Императорский театр-цирк у Симеоновского моста".

Там давались как театральные, так и цирковые спектакли. Из цирковых трупп здесь выступали: (1828г.) труппа французского канатоходца Батиста Фуро, (1830) труппа артистов с лошадьми Христофора де Баха, (1837г.) и снова братья Турниер. Последним в Театре-цирке с 1840 по 1841 год играло семейство Готье. Представления состояли из конских ристалищ, геркулесовых телодвижений, акробатических танцев и пантомим. В 1842 году в связи с ветхостью Театр-цирк был снесен.

Между тем в Петербург и Москву одна за другой приезжали новые цирковые труппы, которые не только давали представления, но и строили цирки. В 1843 году в Петербург прибыл "шталмейстер турецкого султана" Луи Сулье. По улицам разъезжало до 60-ти наездников, одетых в роскошные костюмы. На Адмиралтейской площади был выстроен большой деревянный цирк. В 1843 году Сулье в Петербурге, неподалеку от Александро-Невской лавры построил огромную арену и амфитеатр на 15 тысяч зрителей. В Москве Сулье построил деревянный цирк на Лубянской площади.

Более скромным был цирк Карла Бергамеско, дававший представления в Москве, за Трехгорной заставой. Там Фиандини танцевал на канате, перепрыгивал через сабли, удерживал на плечах до семи человек. Наездницы танцевали и жонглировали на лошади.

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ГВЕРРОЙ И ЛЕЖАРОМ.
ОТКРЫТИЕ КАЗЕННОГО ЦИРКА.

Успех ранее гастролировавших цирков затмил прибывший в Петербург в 1845 году Александр Гверра. Его труппа состояла из 40 артистов, в конюшне стояло 50 лошадей. А.Гверра (1790-1856) - ученик, а потом первый наездник в труппе Христофора де Баха - встал в 1825 году во главе "Компании искусства верховой езды и танцевания на туго натянутом канате". С нею объехал Италию, Испанию, Германию и Россию. В Петербурге, на месте Театра оперы и балета им. Кирова, Гверра выстроил деревянный цирк - открылся в 1845 году. Первым предоставил доступ зрителям в конюшни. В труппе было много красивых наездниц. Ради них в цирк повалила толпа, а Гверра наживал огромные деньги.

На следующий год в Петербург приехал цирк Жака Лежара (1811-1856). Было выстроено здание рядом с Александринским театром - открытие в октябре 1846 года - хотя его труппа была хуже гверровской (в ней блистала только его жена и ее сестра Полина Кюзан) и помещение неудобное - очень тесное, все же новый цирк начал перетягивать у Гверры публику - обстановка щеголеватее - ковры, запах духов. В цирке Гверры ощущались связи со спортивным манежем, цирк Лежара приобретал салонные черты. К тому же Лежару удалось переманить от Гверры талантливого клоуна Луи Виоля. Но особенно много для успеха цирка сделал зять директора, Поль Кюзан (1813-1856).

Кюзан родился в семье провинциальных артистов. В 1834 году вступил в труппу парижского цирка Франкони, где скоро занял видное место как наездник и дрессировщик лошадей. Став зятем Лежара, он перешел в его труппу. Красивый мужчина, прекрасный наездник и учитель верховой езды, хорошо знал музыку и дирижировал оркестром, был цирковым режиссером. Он добивался того, чтобы каждый номер был не просто набором трюков, а композицией, он укладывал номера в музыку, находил номеру образ. Цирк Лежара все более театрализировался. Конкуренция между цирками Гверра и Лежара шла ожесточенная.

Граф Орлов подарил Гверре 200 000 рублей, чтобы тот смог выписать из Парижа новых артистов и в их числе знаменитую Каролину Лойо, что и было сделано. Ажиотаж вокруг цирков кончился тем, что Дирекция императорских театров, при поддержке царя, решила сама вести цирковое дело и весной 1847 года оба здания были ею куплены. Здание цирка Гверры было снесено, основное ядро труппы уехало в Москву, а коллектив Лежара остался играть в своем здании, ставшем теперь казенным. Новое предприятие стало именоваться "Цирком императорской театральной дирекции", а главным режиссером был назначен Поль Кюзан. Злые петербургские языки говорили, что такому обороту дела способствовала красивая и ловкая госпожа Лежар, у которой был роман с великим князем Константином Николаевичем.

Где прежде стояло здание Гверры, построили каменный казенный цирк (архитектор Кавос) - открылся в 1849 г. Он поражал своей роскошью, но сборов не давал. В 1859 в здании случился пожар. Используя каменный остов, построили новый театр, который был открыт в 1860 году и получил наименование Мариинского (сейчас Государственный академический театр оперы и балета им. Кирова).

Репертуар цирков Гверры, Лежара и Цирка Дирекции императорских театров.

В рецензии, посвященной цирку Гверры, Ф.В.Булгарин писал: "... конские упражнения в цирке Гверра принадлежат к новой романтической школе ...". Вообще цирк этого времени можно назвать романтическим.

Романтизм в первой половине Х1Х века получил распространение по всей Европе. Пришел он и в Россию, выдвинув таких гениальных художников, как Лермонтов, Мочалов.

Романтизм стал отрицанием буржуазного образа жизни, рабского царизма. Зародилось стремление уйти от действительности в Древнюю Грецию, в сказку. Сила романтизма - в утверждении прекрасного, возвышенного идеала, в материализации мечты. Идеал романтиков - гармоничный человек. Иногда носителями вольной стихии выступали животные. Изображение лошадей в картинах Делакруа, в скульптурах Клодта.

Репертуар цирка Гверра

На рекламном плакате цирка Гверра сам директор изображен в роли римлянина, стоящего на коне. В этом цирке премьершами были наездницы-танцовщицы и прыгуньи через шарфы. Среди мужчин выделялись Рудольф Гверра, который стоя на лошади на флейте исполнял арию из оперы "Гуго, граф Парижский", Вердье, который исполнял "Матрос во время бури", Киарини, показывавший позы статуй и комические сцены из "Севильского цирюльника".

Помимо сольных номеров, исполняли групповые конные маневры, в которых 17 всадников делали перестроения.

В 1878 году приехала Каролина Лайо. О ней писал И.С.Тургенев "...грациозность, которою запечатлено каждое ее движение, поразительны...". В ее исполнении номер превращался в конный балет.

В цирке Гверры начали выступать гимнасты на трапеции отец и сын Прайс.

В цирке Гверра выступали клоуны - Луи Виоль и его 13-летний ученик Пачифико. Луи Виоль, клоун-романтик, представитель ориолевской школы. Луи Виоль был по сути коверным клоуном - он заполнял паузы между номерами. Виоль и его ученик выходили в костюмах средневековых шутов. Репертуар состоял из комико-акробатических трюков - делал шпагат между двух стульев, стоял на голове на укрепленном шесте и в таком положении ел и курил, надев на себя лошадиное туловище, пародировал наездников высшей школы верховой езды и прыгал сквозь кольцо, успевая переменить мужское платье на женское. Пачифико, встав на шар, вбегал на нем в гору, ходил по бутылкам, стоя одной ногой на бутылке, он другой валил остальные, потом также ногой ставил их и шел по ним снова.

Шли в цирке Гверры и пантомимы: "Жако - бразильская обезьяна", где Виоль играл роль Жако, "Последний день Помпеи" и др.

Репертуар цирка Лежара

Первое место занимала Полина Кюзан, исполнительница номера "Высшая школа верховой езды". В ее выступлении школьная езда соединялась с прыжками через барьеры. Выезжала в гусарском или казачьем костюме.

Из мужчин с успехом выступал Жак Лежар с номером "Завтрак на коне" - на спине скачущей лошади ставился стол с закусками и двумя подсвечниками, на стуле сидел наездник.

Поль Кюзан выступал с дрессированными лошадьми - лошадь вытаскивала из аквариума рыбу, другая отыскивала спрятанные предметы - например, гвозди, зарытые в манежные опилки, или платок в кармане дрессировщика.

Шли пантомимы. Благодаря режиссуре Поля Кюзана программы были отделаны до малейших деталей.

Репертуар Цирка Императорской Дирекции

Труппа этого цирка была составлена в основном из артистов, работавших ранее у Лежара, в меньшей мере - у Гверры, несколько артистов были приглашены из-за границы.

Шансле - жонглер на лошади - жонглировал тремя шариками, вращал на палке тарелку, в финале ловил лимон на вилку в зубах.

Бюкле - наездник - прыгал через ленты и обручи, делал сальто-мортале сквозь обруч, заклеенный бумагой, который сам держал в руках.

Лора Басен - наездница - прыгала сквозь бочки.

Георг (Джордж) Буклей - наездник из Северо-Американских Соединенных штатов - прыгал через обручи, зеркала и тоннели.

Клоун Леклер (Виктор Шабр).

Пальмира Аннато - наездница, ученица Адольфа Франкони. Очень артистична, прыгала подряд через сорок обручей и гирлянд.

Дирекция императорских театров была заинтересована в выдвижении русских цирковых артистов. В небольшом количестве они в труппе были.

Любовь Емельянова Полынцева, Татьяна Николаевна Жукова, Анна Катерина Слапачинская. Русские артисты начинали выступать в частных цирках, игравших в провинции. Известно, что у клоуна Виоля были два русских ученика - Александр Дидерик и Валерьян Яковлев.

В 1847 году было решено создать при театральном училище специальный цирковой класс (Ю.Дмитриев - "Цирк в России"- стр.85). Одним из педагогов был Поль Кюзан. Пройдя обучение циркового класса стали работать в цирке наездницы высшей школы Екатерина Федорова и Натарова. В цирке Императорской театральной дирекции шли пантомимы "Блокада Ахты" (1850 г.) П.К.Мердера, постановка Поля Кюзана, художник Журдель. Для участия в пантомиме были приглашены 130 рядовых, 10 унтер-офицеров, 22 казака с лошадьми, артиллеристы, флейтисты, барабанщики, хор песельников Егерского полка, актеры драматической труппы.

Но пантомима прошла неудачно. Обвинили Кюзана в незнании жизни Руси. В 1850 году в связи с истечением контракта Кюзан покидает Россию. Из цирка по разным причинам уходили лучшие артисты - Лайо, Жак Лежар, Анна Натарова и Анна Слапачинская и др. Не стало режиссера, сам царь вмешивался в текущие цирковые дела - кого из артистов отправить в отпуск, кому прибавить жалование. Спектакли отменялись, цирк все больше пустовал, царь сердился на убытки. 24 июня 1854 года Цирк Императорской дирекции прекратил свое существование.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования