В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Агитационно-художественная бригада

Агитационно-художественная бригада - форма клубной театрализ. эстрады. Возникла на рубеже 20-30-х гг., когда перед самодеят. агиттеатром выдвинули лозунг "Лицом к производству!". В разгар первой пятилетки и коллективизации кружки "малых форм", названные "агитпропбригадами" (в городе) и "агитационно-художественными бригадами" (на селе), стали обслуживать политические и хозяйственные кампании непосредственно на участках "трудового фронта", используя рифмованные лозунги дня, цифры сводок, доклады политинформаторов и т. д.
Начиная с Моск. смотра агитпропбригад 1931 тяготение части кружков к политкабаретным представлениям стало раскритиковываться за "схематизм", "выхолощенность" и "развлекательность". Им было предложено покончить с синеблузным формализмом и, главное, стремиться к глубоким реалистическим образам, что для искусства яркой театральности было равносильно приказу самораспуститься. Агит-пропбригады в итоге слились с драмкружками, либо перешли на концертно-эстр. формы работы, предложенные сельскими АХБ (песня, танец, художественное чтение, одноактная пьеса в сочетании с политизированным конферансом, раешником или частушками на местную тему). При почти полном забвении театрализ. форм в репертуаре оставались лишь сатирич. сценки на местную тему, где исполнители стремились к узнаваемости изображаемых отрицательных персонажей.
В годы Великой Отечественной войны вопреки рекомендациям агитпропа возродить живые газеты в программы АХБ включались песни и перепевы, чечетка, пластические этюды, скетчи, одноактные комедии, дуэты из оперетт, фельетоны, солдатские анекдоты, былички, куплеты - та полуфольклорная стихия, из кот. вышел Василий Теркин и в кот. вернулся. Сначала фронтовые конферансье вели концерты в образе бывалого солдата Смыслова, а в конце войны- Теркина, иногда они играли в паре.
После войны особые жанровые признаки за АХБ не признавались. Пришлось дожидаться новой масштабной кампании ("Догнать и перегнать Америку!"), чтобы вновь были привлечены клубные актеры-агитаторы. В середине 50-х гг. не было АХБ, кот. не пела бы гимны кукурузе, не звала на целину и не объявляла о своих намерениях в отношении США. Однако с реабилитацией "Синей блузы" постепенно в жанре открывалось все больше возможностей. Обозрения вытесняли дивертисменты, разнообразнее становились каркасы, остроумнее и смелее перетекстовки классики и массовых песен. К новинкам относились мини-оперы и фольклорно-ярмарочные агитпредставления типа "Посиделок" и "Гуляний", включение в программы кинолюбительских материалов. Главные же изменения были связаны с тем, что в АХБ пришли режиссеры (Е. Собиневский из Сормова, Е. Нисенбаум из Нижнего Тагила, москвич К. Лихачев, саратовец Э. Елшанский, Н.Шестернин из Астрахани и др.), стремившиеся к образному решению местной темы, совершенствованию актерского мастерства, оригинальному изобразительному и музыкальному оформлению. Именно коллективы с интересными руководителями во главе в 60-е гг. переквалифицировались в "агиттеатры", кот. присваивалось звание "народный".
Огромная роль отводилась так называемому "позитивному материалу", показу положительных героев времени, что, как и профессионалам, менее всего давалось АХБ. В выигрышном положении оказывался лишь один позитивный образ - сама маска агитбригадчика, всегда стремившаяся из рупора власти превратиться в ее фигуру. Об этом свидетельствовало стремление большинства АХБ к прокурорствованию в ущерб воспеванию успехов, что в 70 - первой пол. 80-х гг. чаще всего оборачивалось невольным пародированием общественной жизни.
В годы "перестройки" АХБ, всегда жившие по принципу "утром в газете, вечером - в куплете", угнаться за публикациями "Огонька" и передачами "Взгляда" не смогли. И только те АХБ, кот. не прокурорствовали и, как заметили А. Аксельрод и М. Левинтон, не защищались от критики "агитбригадным мундиром", а больше интересовались законами эстр. юмористики, сумели без лишних аффектов перейти в новый статус любительских эстр. театров. Другие попытались найти некие переходные формы, что отразилось в новых самонаименованиях, из кот. наиболее употребимыми стали "авторский театр" и "эстрадный театр". Но любителям жанра всегда больше говорили не вывески, а имена интересных авторов и режиссеров - В. Андреева, В. Тэна, П. Гааза, М. Задорнова, А. Докучаева, Г. Андреева, С. Лукашина, Ю. Гурьева, П. Кузнецова, В. Гостюхина, С. Пухлинского, В. Маслова, Г. Якерсона, В. Борисова, А. Медве-девских, В. Шпагина, Г. Смельницкого и др. Особняком в этом ряду стоит имя П. Волкова - руководителя курганской "Альтернативы", чье появление на агитбригадных смотрах 80 - начала 90-х гг. было сродни провокациям авангардистов (спектакли "Внутренние эмигранты", "Геракла вызывали" и др.). В постперестроечные годы АХБ прочили будущее театра-клуба, но избирательной ангажированности они предпочли эстр. юмористику, пародию и сатиру. Обозначился интерес к развитию локальных фольклорных традиций, что особенно показательно для коллективов Кировской области ("Охальники", "Пузыревские девчата", "Вятский диалект"), где ежегодно проводится праздник народного юмора "Вятская скомороши-на". Освободившись от агитбригадных шаблонов, некоторым сельским театрам малых форм ("Тара-бары" из пос. Синенькие Саратовской обл., рук. Л. И. Банникова) удалось создать некий театрализ. аналог "наивного искусства".
В 90-е гг. изжила себя система приурочивания агитбригадных смотров к датам политического календаря; Государственный российский дом народного творчества начинает проводить периодические (раз в два года) Всерос. фестивали любительских эстрадных авторских театров и агитбригад (Улан-Удэ, Ульяновск, Ижевск, Саратов, Москва, Киров).
Лит.: Большой шаг малой эстрады. М., 1965; Лихачев К. Мастера острого слова. М., 1965; Эстрадные жанры в агитбригаде. М., 1965; МаркинаА. Всегда в походе. М., 1977; Кукаретин В. Наследники "Синей блузы". М., 1976; Рубб А. Режиссер пришел в агитбригаду. М., 1979; Аскеров А., Леонов М. Беседы об агитбригаде. М., 1985; Агитбригадный марафон. М., 1990; Шпагин В. А. Театр эстрадной публицистики. М., 1994; Юнисов М. Агитационно-художественные бригады. Литературная эстрада. Цирк. Театр кукол // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории, 1930-1950 гг. СПб., 2000. С. 229-279; Юнисов М. Агитационно-художественные бригады // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х-начало 1990-х годов. СПб., 1999. С. 309-332; Литвинцева Г. Эстрадные любительские театры: истоки, судьбы, перспективы // Народное творчество России на рубеже веков. М., 2001. С. 117-164.
М. В. Юнисов


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Офисный переезд перевозки грузчики. Офисный переезд юзао офисов.