В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Агнивцев Н. Я.

Агнивцев Николай Яковлевич (18/20.04. 1888, Москва - 29.10.1932, Москва) - поэт, драматург, детский писатель. Происходил из дворянской семьи. В связи со служебными переездами отца, по профессии юриста, детство и гимназ. годы прошли в разных городах России (Владивосток, Москва, Умань и др.). В 1906, окончив гимназию в Благовещенске, учился на историко-филологическом фак-те Петерб. ун-та (не закончил). Стихотворение "Родной край" впервые опубликовал в журн. "Весна" (1908. № 9). Печатался в "Петерб. газ.", "Голосе земли", позднее в "Солнце России", "Сатириконе", "Новом Сатириконе", "Столица и усадьбы" и др. (стихи, драматические сценки). С чтением своих стихов выступал в лит.-артис-тическом ресторане "Вена" (был его завсегдатаем), в кабаре. Стал заметной фигурой в среде петерб. богемы. Примечательной была и его внешность, описанная многими мемуаристами; очень высокий, с длинной шеей, повязанной желтым бантом, в широких, всегда прожженных папиросой клетчатых брюках, со стальным браслетом в виде толстой цепи на запястье и массивной тростью в руке. "Кабаретный Шекспир", как его называли, был "скромным, застенчивым человеком с мягким, отзывчивым сердцем... грустинка одиночества не покидала его" (Краснянский Э. Встречи в пути. М., 1967. С. 86). В 1913 в СПб. вышли две книги А.: "Студенческие песни" и "Сатира и юмор". Стихи А. "Рассеянный король" ("Затянут красным тронный зал!") исполнял с эстрады Н. Ходотов. В репертуаре Н. Балиева долго сохранялись песенки "Фи!" ("трагическая" история лейтенанта, не изменившего правилам хорошего тона и проглоченного акулой), "Король Ежон и Фаншет-та" и др. В годы войны, наряду с эпиграммами политического характера, патриотическими стихами вроде известной "Казачьей песни" и др., пишет песенки-стилизации, воскрешающие "веселый век Елизаветы", старинные лубки ("Царевна Несмеяна"), всевозможные "восточные легенды" ("Китайский рай", "Туркестанский ковер", "Бахчисарайская луна" и др.), целую серию очаровательных "мещанских", "галантных" и др. полек- песенок в сопровождении танца, "серенады" ("Серенада четырех пажей", "Дон Паскуале"), различные "английские" ("Леда и леди"), "французские" ("В саду Сен-Клу король играет в жмурки" и др.) галантные и иронические миниатюры, рассчитанные на актерское исполнение, в которых характер создается одной выразительной репликой. В феврале 1917 совместно с К. Марджановым и Ф. Курихиным открывает в Петрограде в подвале Пассажа на Итальянской ул. театр-кабаре "Би-ба-бо". Летом 1918, выйдя из "подполья", театр показывал спектакли широкой публике в петрогр. саду "Аквариум". Репертуар почти целиком принадлежал А: "...много настоящего искусства, соли, свежести, задора. А главное, много веселья", - писал рецензент "Обозр. театров". Лирические стихотворные миниатюры с тончайшим лукавством, иногда с глубоким драматизмом исполняла А. Перегонец, актриса трагической судьбы (она будет казнена гитлеровцами в 1943 в Симферополе, как член подпольной антифашистской организации). Цензурные гонения, арест одного из артистов И. Вольского за исполнение частушек ("Грабят, режут тут и там / Отдохнут и снова... / Неудобно что-то нам / Без городового...") заставили театр уехать из Петрограда - Киев, Одесса, Харьков, Тифлис (стал работать под названием "Кривой Джимми"). В 1921 А. эмигрирует в Европу, живет в Париже, Берлине, издает небольшие сборники "Мои песенки" (1921), "Пьесы" и исполненный острой ностальгии "Блистательный Санкт-Петербург" (Берлин, 1923). Не выдержав тоски по "вечнозвонному Петербургу", А. в январе 1923 возвращается в Советскую Россию. Возобновляет сотрудничество с моек, театром миниатюр "Кривой Джимми", в репертуаре кот. появился целый вечер "инсценированных" песенок и пьес А. ("Кузен, кузина и луна", "Урок танцев", "Дьячок и просвирня", "Ванька-ключник" и др.). Романтика, постоянно снижавшаяся иронией, юмором, добродушная гривуазность придавали особый неповторимый колорит мечтам о "коттедже как у Корнеджи", прекрасной даме, кот. "служит на Садовой младшей горничной в столовой". Шлягером модного певца Даниила Оленина становится песенка А. "Рыжий, браво, браво, бис!". В ответ на все более настойчивые требования "перейти на современность" пишет политическое обозрение "Неугомонный Моссельпромщик" для Ел. Я. Хенкина и его "Вольного театра". Пробует писать стихи о грузовиках ("Грузовик № 1317"), кирпичах, стройках, шуточную песенку "Производственная любовь" для "Синей блузы", 1928. Вместе с поэтом П. Германом выпускает "Эстрадный сборник" (М.: Теакинопечать, 1928). Изредка сотрудничает в сатирич. журналах. "Большой ребенок", он пишет стихи для детей: сборники "Чашка чая", "Винтик-шпунтик" (1925), "Рикша из Шанхая" (1927) и др. Тихо и незаметно на 45 году А. ушел из жизни. Лишь в 90-е гг. стали появляться его сборники: "Гранитный барин" (М., 1990); "Блистательный Санкт-Петербург" (1992). Несколько вещей опубликованы в сб. "Русск. стихотв. сатира" (Л., 1974).
Лит.: Ходотов Н. Н. Близкое - далекое. Л. - М., 1962 (2-е изд.); Русские писатели. Энциклопедия. Т. 1. М., 1989.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100