В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Азарин А. Е.

Азарин Александр Ефимович (род. 24.12.1919, Екатеринослав). Чтец, нар. арт. РФ (1996). С 1920 живет в Москве. Окончил театрально-музыкальное отделение Музыкального уч-ща им. Глазунова (1939). С 1940 по 1947-артист драм, группы (художеств, рук. М. Тарханов) ансамбля песни и пляски МВД СССР; 1946-1948- артист Моск. театра сатиры. Параллельно с 1946 начал выступать на эстраде. Вел парный конферанс с А. Шатриным (впоследствии театральный реж.); исполнял эстрадную программу (совместно с М. Новицким) "По дорогам Америки" по произведениям М. Горького, В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова. С 1949- артист Мосэстрады (Москонцерт). Работает в чтецком жанре. Комедийный характер его дарования определил направление работы, репертуар. Преимущественно создает сольные программы: "Золотой теленок" (1955), "Рассказы Михаила Зощенко" (1956), "Рожденные Одессой" (по произведениям И. Бабеля, С. Кирсанова и др., 1968), "Путешествие в смешное" (по рассказам А. Чехова и М. Зощенко, 1973), "Пешеходов надо любить" (совместно с П. Шально-вым по произведениям Ильфа и Петрова) и др. Программы А. театрализованы, используются мизансцены, костюм, реквизит, музыка. В 1990 создал и возглавил Камерный театр художеств, слова "Артист" (программы: "Давайте познакомимся" по рассказам Чехова, Зощенко и современных сатириков, 1990, "Врачи советуют смеяться" по Шолом-Алейхему, 1991, "Вокруг смеха" по произв. совр. сатириков М. Задорнова, А. Иванова и др.). Является режиссером ряда программ в театре "Артист".
Дочь - АЗАРИНА Алла Александровна (род. 03.03.1949, Москва) - артистка эстрады. Засл. арт. РСФСР (1980). Окончила Театр, уч-ще им. Немировича-Данченко при МХАТ (1971). Артистка Театра им. Моссовета (1972-1973), с 1973 в Москонцерте. В спектаклях "двух актеров" (70-е гг.) "Роберто и Мария" по роману "По ком звонит колокол" Э. Хемингуэя сыграла роль Марии (реж. В. Богомолов), в "Пелагее и Альке" по одноименной повести Ф. Абрамова - Альку (в роли Пелагеи - арт. Л. Сухаревская, режиссер А.Азарин). Среди моноспектаклей А.: "Есенин и Дункан" (по стихам, письмам С. Есенина, воспоминаниям о нем и А. Дункан), "Люблю и больше ничего" (по стихам, прозе, письмам М. Цветаевой и воспоминаниям о ней), "Может быть, повезет мне в любви" (по стихам и роману Б. Окуджавы "Путешествие дилетантов"), "Если ты меня вдруг покинешь" (по рассказам В. Токаревой и песням В. Долиной). А. предстает в моноспектаклях, оснащенных декорациями, музыкой, светом, как синтетическая актриса: перевоплощается в тот или иной образ, читает от автора, поет. С 1990 в составе камерного театра "Артист" играет свои моноспектакли, а также принимает участие в программах отца ("Веселые встречи"). Соч.: А. Азарина. Три встречи Театр. 1989. № 5.
Е. 3. ЗахаровАЗОВ (наст. фам. Ашкенази или Ашкинази) Владимир Александрович (19.06/01.07.1873, Керчь - 07.11.1948, Париж)- писатель, переводчик, театральный критик, автор эстрадных миниатюр. А. - из семьи врача, доктора медицины. Окончив гимназию, изучал право и историю искусств в университетах Парижа, Цюриха, Берна. Опубликовал в 1895 в московском журнале "Циклист" первый фельетон "Почему он купил велосипед (Из переписки товарищей)". С 1896 вел рубрику текущей хроники литературной и театральной жизни в газете "Новости дня" под псевдонимом Пэк. Как театральный критик выступал также в журнале "Театр и искусство", в газете "Театральная Россия". В 1906 переехал из Москвы в Петербург. Продолжал активно писать и публиковаться в столичных журналах: "Карандаш", "Зарницы", "Зритель", "Стрекоза", "Будильник" и др. Особенно громкую известность А. приобрел, сотрудничая в газетах "Речь" (1906-1917) и "День" (с 1912), где печатал свои фельетоны, "беседы на злобу дня" и театральные рецензии, которые привлекали к себе всеобщее внимание. Пробует себя в качестве создателя литературно-художественного кабаре - во главе группы литераторов (1910) в Кононовском зале открывает литературный кабачок "Черный кот". В связи с этим издал стихотворный сборник, в котором приняли участие Саша Черный, Н. Тэффи, Т. Щепкина-Куперник и другие литераторы, активно сотрудничавшие с лучшими кабаре России. Этот круг авторов и определил дальнейшие интересы А., примкнувшего в 1910 к журналу "Сатирикон" (затем "Новый Сатирикон"), где в полную силу развернулся его сатирический дар. Выпустил сборники: "Истинно русские народные сказки", "Цветные стекла. Сатирические рассказы" (оба в 1911), "Поездка в Россию" (1912), "Шипы без роз" (1916) и др. Объектом смеха А. как и других сатирикон-цев был по преимуществу мир обывателей, но он тяготел и к политической сатире. Смех А. "негромкий, приятный и сытый... мило вольнодумствует и с изящными жестами порицает правительство", - писал К. Чуковский. Это был смех, понятный узкому кругу петербургской богемы с ее тяготением к "театрализации жизни". Обладая талантом драматурга, он писал одноактные скетчи, сценки и фарсы, которые ставились в Литейном театре миниатюр, в театре "Кривое зеркало" (его миниатюра "Автора" игралась в день открытия этого кабаре). Часто писал на определенных артистов. Так, коронный эстрадный номер Е. Тиме "Четыре тура вальса" написан А. по просьбе артистки. Некая дама, приехав на бал, танцевала по очереди с разными кавалерами: неуклюжим поручиком, с любовником и, наконец, с нелюбимым мужем - всех персонажей "воспроизводила" сама Тиме, при этом показывая реакцию своей героини. Номер прожил долгую сценическую жизнь, в течение которой менялось отношение к персонажам - от иронического к сатирическому. "Четыре тура вальса" были также поставлены и в балиевской "Летучей мыши", где Е. Хованская воздушно скользила по сцене в образе молодой светской дамы.
Миниатюрные пьесы А. близки его сатирическим фельетонам, только форма их была чуть более острой, немного неожиданной, парадоксальной. И в драматургии смех А. оставался негромким, приятным, "сытым и милым". Категорически не принял революцию и стремился уехать из страны. В то же время продолжал литературную деятельность. Будучи полиглотом (знал и в совершенстве владел десятками европейских и древних языков), А. стал переводчиком издательства "Всемирная литература" (1918), в 1921 казначеем Дома писателей в Петрограде. В 1921-1924 возглавил литературную часть петроградского кабаре "Балаганчик". В 1927 удалось эмигрировать. А. жил в Париже, продолжал писать, выступал и в качестве конферансье. Во время оккупации Парижа перебрался на юг Франции, продолжая сотрудничество с эмигрантскими печатными органами.
Лит.: Гессен И. В. В двух веках. [Берлин], 1937. С. 276; Алянский Ю. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб., 1996. С. 149-150.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100