В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Аквариум в Москве

"АКВАРИУМ" в Москве - увеселительный сад (1893-1940) на Большой Садовой улице. Антрепренер и режиссер М. Лентовский после закрытия своего "Эрмитажа" взял в аренду землю, создал увеселительный сад и построил деревянный театр, в кот. ставились оперетты, открытую сцену. В саду играл оркестр и устраивались гуляния, работал ресторан. Успех имели "вечера огня" - запуск фейерверков. Сад получил название "Чикаго" (в это время в Чикаго проходила Всемирная выставка, вызывавшая интерес). В сентябре 1893 антрепренером сада и театра становится балерина Л. Гейтен. Театр перестраивается для зимних представлений. Здесь попеременно играют драматическая и опереточные труппы. Ставятся "Цыганские песни в лицах" с участием знаменитых В.Зориной и А.Давыдова и др., гастролирует коллектив украинских артистов, возглавляемых П. Саксаганским.
В 1897 сад откупает антрепренер Шарль Омон и дает ему новое название "Аквариум". Особое внимание обращалось на летний ресторан с программой варьете, которая шла во вновь выстроенном по парижскому образцу театре "Олимпия". В старом закрытом театре одна антреприза сменяла другую, но главным образом в нем ставились опереточные спектакли. В 1904 работала фарсовая труппа С. Сабурова, с успехом шло обозрение "Вся Москва". В 1905 в театре проходит Всемирный чемпионат французской (классической, греко-римской) борьбы, организованный для борцов-профессионалов. Во главе- арбитр И.Лебедев (Дядя Ваня). Перед началом чемпионата давался эстрадный дивертисмент.
В период декабрьских событий 1905 "А.", где проводились революционные митинги, оказался сильно разрушен.
В 1907 после банкротства Шарля Омона и его бегства из Москвы "А." куплен спекулянтом Лидвалем и хозяйкой хора Сытовой. Вскоре одним из арендаторов, а затем директором стал актер и режиссер "Буффа", ученик Лентовского, А. Блюменталь-Тамарин (1858-1911). Сад реконструировали, построили открытый (из-за наличия крыши его называли "полузакрытый") летний театр. Сад успешно конкурировал с "Эрмитажем". Благодаря Блюменталь-Тамарину, подлинному художнику и талантливому режиссеру, он приобрел свое лицо и свою публику. Увлечение цыганским пением (Блюменталь-Тамарин сам играл на рояле и гитаре, сочинял цыганские романсы) сказалось на характере дивертисментных программ. Кроме цыганских хоров (под рук. В. Панина и др.) на веранде ресторана с 11 вечера до 4 час. утра посетителей развлекал "Цыганский уголок". В открытом театре было представлено много зарубежных аттракционов. В саду проводились костюмированные шествия, "любители острых ощущений" могли полетать на воздушных шарах. В закрытом театре фарсовые труппы сменялись опереточными. Ставились обозрения "Комета Галлея", "Путешествие на Луну" и др. Как постановщик оперетт Блюменталь-Тамарин широко использовал световые эффекты, кинокадры и пр. технические новинки. В 1909 состоялись гастроли "Летающего балета" - артисты при помощи специальных приспособлений поднимались в воздух и перемещались в пространстве. В 1913 директором "А." стал негр Ф. Томас (он же содержатель кабаре "Максим". В 1919 эмигрировал, открыв загородный сад "Стелла" в Константинополе), режиссером Н. Бутлер, начинавший еще у Омона. Он сохранил "Цыганский уголок" на веранде, умело формировал дивертисментные программы в открытом театре. В отремонтированном закрытом театре в 1916 работала фарсовая труппа Е.Беляева. К 1917 восстановлен зимний театр, где начались спектакли кабаре с участием Я. Южного. В последующие годы шли по преимуществу драматические спектакли. В сезоне 1923-1924 была сделана вторичная (первая - в 1914) попытка открыть мюзик-холл. Однако дело свелось к обычному эстрадному дивертисменту с участием первоклассных исполнителей и коллективов (Мастфор, Нерыдай и др.). Позднее вернулись к спектаклям драм, театров. (Ныне на этом месте новое здание Театра им. Моссовета.) В открытом театре каждое лето продолжали идти эстрадные программы, конферировали А. Грилль, А. Менделевич, читал рассказы В. Хенкин, свой "комич. хор" демонстрировал Л. Утесов и др. По отзывам рецензентов, равноправно были представлены все жанры. В течение последнего (1940) летнего сезона выступал Гос. джаз-оркестр под рук. В. Кнушевицкого. Но театр все более ветшал, и его перестроили под кинематограф. В том же 1940 в саду перестал играть оркестр, отменили и плату за вход. Как увеселительный сад "А." перестал существовать.
Ю. А. Дмитриев


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100