В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Аквариум в Петербурге

"АКВАРИУМ" в Петербурге- увеселительный сад на Каменноостровском проспекте (1886-1923). Создатель и хозяин сада купец Г.Александров- один из владельцев получившего уже известность сада "Аркадия", арендовал небольшую площадку рядом с торговыми рядами, неподалеку от Зоосада. Разбил аллеи, посадил чахлые поначалу деревца, выстроил закрытый аквариум. Предполагалось проводить публичные лекции о жизни рыб, водяных растений, животных. Однако развитие сада пошло в ином направлении. Уже в первые годы на садовой эстраде в виде раковины каждый вечер играл хороший симфонический оркестр (более 50 музыкантов) под упр. Энгеля, два раза в неделю выступал хор А. Архангельского. Сад посещался в основном семейной публикой, занимавшей платные места возле эстрады. Через два года появился большой стеклянный зал, где кроме мест для любителей музыки по бокам и сзади стояли ресторанные столики. Менялся и характер музыкальных программ. Появились первые зарубежные гастролеры, среди них знаменитая Жюдик со своими куплетами. Сенсацией, привлекшей в зимнее время в сад массу посетителей, стал "Ледяной дом", воздвигнутый в "А." (1888) по историческим рисункам. В нем были кабинет, гостиная, столовая с полной ледяной "обстановкой". Оставив "Аркадию" на своего компаньона и забрав свою долю, Александров, ставший миллионером, целиком посвящает себя "А.". Высокий, сухопарый, похожий на англичанина, модно одетый, он стремится к всемерной "европеизации". В 1900-е музыкальные вечера окончательно ушли в прошлое и уступили место опере и оперетте, сенсацией стало участие в них общепризнанной красавицы Лины Ка-вальери. На открытой сцене давались небольшие драматические спектакли. На свободной территории сада разместились всевозможные аттракционы: "Караси трепещут, они в волнении за свое существование",- сообщает "Петерб. листок". "А." становится одним из самых посещаемых веселящейся столичной публикой садов, "самым европейским из всех российских кафешантанов" (Обозр. театров. 1907. № 130). В 1908 появляется новый зимний театр- "самое большое варьете" на триста столиков, причем, как правило, они никогда не пустуют. Программа почти целиком состоит из зарубежных номеров и аттракционов высокого качества. В саду на открытой сцене выступают танцоры, акробаты, эксцентрики. Периодически проводятся благотворительные вечера и концерты с участием отечественных артистов: в 1907- с участием Вари Паниной и хора цыган Н. Шишкина, посвященный истории цыганской песни - от старинных песен кочевых цыган до современных романсов; в 1909 "Большой ночной праздник" (Grand Fete de Nuit) -поставлена оперетта-мозаика "Все мы жаждем любви" с А. Вялъцевой в главной роли, при участии актеров императорских театров К. Варламова, В. Давыдова, Н. Ходотова. "Комическую польку" исполняли Вяльцева и Варламов. В программах 1907- "осенняя выставка красавиц" с вручением призов, один из первых в России конкурсов красоты; бал-маскарад, праздник в честь Бахуса, шествия "живых картин", парашюты с цветами, цыганский хор и пр. В 1911 фейерверками, иллюминацией, гуляньями торжественно отмечается 25-летие сада. "Вечером вчетвером в "Аквариуме"- записал в дневнике А. Блок (27 мая 1912). И еще одной сенсационной новинкой привлек "А." внимание публики: в 1912 в саду появляется первое в России здание искусственного катка, построенное по образцу лондонского "Ледового дворца" на заводах Эльзаса. Проходят различные празднества, приглашаются знаменитые конькобежцы, играют оркестры - духовой и струнный. После смерти Александрова учреждается Тов-во на паях с участием ближайших родственников. Начавшаяся мировая война резко ограничила возможность приглашения гастролеров. В 1915 на некоторое время "А." забирается под лазарет. В 1916 владельцы сдают сад в аренду артистам императорских театров А. Давыдову и Н. Гляссу, они предполагают реконструировать театр, здания, в одном из них (на месте катка) открыть итальянскую оперу. Но провести реконструкцию уже не удается, жизнь в "А." в годы революции замирает. В 1920 ожил Розовый зал, состоялись вечера Ю. Юрьева с участием Е. Тиме и симфо-нич. оркестра политуправления ПВО под упр. Г. Варлиха. С наступлением нэпа в "А." вернулась прежняя дирекция, наследники - братья Александровы, афиши извещали об эстрадных концертах. Но в 1923 уже началось строительство кинофабрики, будущего Ленфильма (символично, что здесь, в "А.", в 1896 состоялся первый в России киносеанс), позднее жилого дома, кот. заняли территорию "А.".
Лит.: Алянский Ю. Л. Веселящийся Петербург. СПб., 1992; Алянский Ю. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб., 1996.
Е.Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100