В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Айдаров П. А.

Айдаров (Остапенко) Павел Александрович (1883, Царицын - 1963, Ленинград)- артист эстрады, исполнитель куплетов, фельетонов, шаржей, имитаций, сценок, рассказов. Начал выступать в 90-х гг. XIX в. мальчиком в балагане на Нижегородской ярмарке (играл на балалайке, зазывал публику, стоя на раусе). Благодаря природной музыкальности поступил в хор "Капелла Авидон" в качестве куплетиста, танцора, балалаечника. С юмористом-трансформатором Михаилом Арсеньевым создал дуэт трансформаторов Арсеньев и Остапенко, дебютировавший в Казани. Разыгрывали сюжетные сценки, сопровождая трансформацию куплетами и танцами.
С 1900 О. 12 лет работал в драматических театрах, в том числе в труппе знаменитого М. Дальского, сыграл десятки характерных ролей.
Общение с выдающимися актерами определило уровень культуры, требовательность к репертуару будущего эстр. артиста. Начал выступать на эстраде с сатирич. фельетонами, еще будучи актером драм, театра. На фоне задника, изображавшего древнерусскую крепость, в сопровождении гуслей исполнял "Историю Российского государства" А. К. Толстого ("Земля наша богата, порядка лишь в ней нет..."). За сатирические куплеты в адрес черносотенцев (выступал в летнем театре Оренбурга в маске орангутанга с черной дубинкой с цифрой "100") распоряжением губернатора выслан на родину в Царицын (1909). Публичные выступления были запрещены. Нарушив запрет, скрылся под псевдонимом Айдаров. С 1912 полностью перешел на эстраду. Тогда же был приглашен в Париж для съемок фильма "Павлуха ездит по Европам", снимался также в Висбадене (Германия). Вернувшись, опубликовал "Впечатления русского артиста, побывавшего за границей" ("Артистический мир". 1912. №4), где подчеркнул полное отсутствие разнузданности и вульгарного тона в западных варьете, социальное равенство драматических и кафешантанных артистов. "Дома плакал и скорбел душой за русскую действительность", - заключал А. Выступал в Петербурге, Москве и др. городах в кинодивертисментах, театрах миниатюр, варьете. Работал во фраке с хризантемой в петлице, цилиндром в руке. Иногда использовал театральный костюм, маски, грим (в сценке "Два побитых", текст А., был в облике австрийского императора Франца-Иосифа). Репертуар разнообразен: наряду с сатирич. злободневными фельетонами ("Гунияш-Янос" Саши Черного, "Думский монолог" и др.) безобидные шаржи, имитации, куплеты. После революции выступал на петрогр. агитпунктах, в кинотеатрах, актер и режиссер передвижного театра "Петрушка", рук. ТДВ ("Театр для всех"). В 20-е гг. исполнял злободневные театрализованные фельетоны: "Сменовеховец", "Жизнь Иван Иваныча", "Чистка аппарата", "Красная двойка", в 30-е гг. пользовался успехом стихотворный фельетон Я.Ядова "Молчалин наших дней". В фельетоне "Счастье" (авторы А. и В. Владимировы) использовал трансформацию. Был инициатором создания Петрогр. отделения Российского об-ва арт. варьете и цирка (1912). Архив А. хранится в Институте истории искусства в С.-Петербурге.
Лит.: Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. Л., 1968. С. 135-140.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100