В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Ариэль

«Ариэль» — вокально-инструмент. ансамбль (ВИА), Челябинск. Руководитель Валерий Иванович Ярушин (род. в 1949). В 1966 в Политехническом ин-те сложилась группа, игравшая песни «Битлз»,— «Ариэль», руководителем ее был В. Паршуков. В 1970 она слилась с другой челябинской группой «Аллегро», кот. возглавлял Ярушин. Он взял на себя руководство «А.», решительно изменив репертуар и стилевое направление группы.
С детства Ярушин увлекался «хромкой», русской двухрядной гармоникой, с пяти лет свободно ею владел, в семь лет начал обучаться игре на баяне (по классу баяна окончил муз. уч-ще). Позже увлекся и джазом, организовав ансамбль «Джаз-балалайка-2». Уже осенью 1970 челябинское студенчество услышало в исполне¬нии «А.» русские народные песни «Ой, мороз, мороз», «Ничто в полюшке не колышется». Аранжировки «А.» размывали слуховые клише звучания народной песни на эстраде. В 1971 «А.» пробует силы в масштабном состязании — телеконкурсе «Алло, мы ищем таланты», в 1972 завоевывает первое место на ГЬрьковском фестивале «Серебряные струны». Успех принесла патриотическая баллада «Тишина» Л. Гурова, написанная на русскую народную мелодию песни «Отставала лебедушка». Одним из авторов аранжировки песенной композиции «Отдавали мол оду», с включением в центральный эпизод джазовых приемов (скэт-пение без слов), а также унисона с соло-гитарой (прием, заимствованный из рок-музыки, часто используемый Джимми Хендриксом), стал А. Градский. Участник фестиваля «Серебряные струны», он обратил внимание на «А.» и подсказал технику введения в народную песню элементов рок-музыки. В 1974 «А.», став профессиональным ВИА, завоевал первую премию на VBcec. конкурсе артистов эстрады, в котором участвовали 19 ВИА. Последовали выступления на радио, ТВ, выпуск «гиганта». В составе группы: Валерий Ярушин (бас-гитара), Сергей Ширков (орган), Сергей Антонов (гитара), Лев Гуров (гитара), Ростислав 1епп (флейта, рояль), Борис Каплун (скрипка, ударные). Поиски своего «лица» сказались и на особенностях театрали¬зации, имевшей прежде всего музыкальное свойство. В песню «Марыся» вводились игровые инструменты — стиральная доска (один из почетных ударных инструментов раннего негритянского джаза), старый чайник, детская свистулька, вступавшие в забавное соревнование с «серьезными» исполнителями песни. Театрализация проникла и в «Песню старого извозчика» Н. Богословского - исполнение имитировало звучание истертой пластинки. Песню «Уж ты Порушка-Параня» (1978), уходящую корня¬ми в древние языческие ритуалы, связанные с культом плодородия, Ярушин услышал на дис¬ке с фольклорными записями из Белгородской области, выпущенном Музыкально-педагогическим ин-том им. Гнесиных. Звучащую в нетемперированном звукоряде, с хроматическими подголосками песню «А.» скрещивает со стилем диско, вводит в весеннюю ритуальную пес¬ню-хоровод квазицитаты из диско-программы «Бони М», раскрашивает языческое действо звуковыми эффектами множества мелких латиноамериканских ударных (трещотки, маракасы, реко-реко). Под влиянием «Картинок с выставки» М. Мусоргского в интерпретации рок-группы «Эмерсон, Лейк энд Палмер» создается первая крупная вокально-инструментальная композиция «А.» — «Русские картинки» (1977). Соз¬данию предшествовала большая работа по изучению музыки композиторов «Могучей кучки», особенно Мусоргского, а также творчества Н. Римского-Корсакова. Песни и темы «Русских картинок» родились в разное время и объеди¬нились в яркие зарисовки, подобно всполохам Палеха, Хохломы, живописи Кустодиева: узор¬ная песенно-инструментальная сюита несла признаки балаганного театра, аранжировка песни «Я на камушке сижу» соединяла элементы джаза, рок-, фолк-музыки, звучала «балалаеч¬ными» наигрышами гитар, «баянными переливами» электрооргана. Обработки русских народных песен— «Отставала лебедушка», «По блюду, блюду серебряному», «Как по реченьке гоголюшка плывет» и др. прослаивались раз¬вернутыми инструментальными эпизодами — «Народное гулянье», «Аленушка», «Скомороши-на», «Частушки». К этому периоду (1978) относится и создание игровой фолк-рок-оперы «Сказание о Емельяне Пугачеве» (по поэме С. Есени¬на, материалам переписки Екатерины II и Вольтера, автор либретто и постановщик В. Яш-кин, художник Л. Бартлов). Рок-опера на фольклорной основе (использованы русские народные песни, основная из них «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка») сначала была рас¬пространена в записи на кассеты, затем звучала как в концертном исполнении, так и в сце¬ническом варианте. Две последующие крупные театрализованные формы — рок-оратория «Мастера» (по поэме А. Вознесенского, а также фрагментам его поэм «Дама треф», «Лонжю-мо», автор либретто и постановщик Яшкин. музыка Ярушина, 1982), рок-дума «За землю русскую» («Слово о полку Игореве» в лит. переводе Н. Заболоцкого, либретто и постановка Яшкина, музыка Ярушина, 1985) — по существу, завершили опыты по созданию фольклорного рок-театра. Музыкальные вкусы молодежной аудитории менялись — так, на рок-фестивале «Тбилиси-80» во время выступления «А.», ис¬полнившего технически совершенные аранжи¬ровки русских песен, аудитория покидала зал, о призовых местах не было и речи. С фольклорными циклами, а также с известными песнями («В амбар за мукой», «Дубравушка») «А.» гастролирует в Польше, ГДР, Кубе, Лаосе, Пор¬тугалии, ФРГ, Франции (1985-1986). Во второй половине 80-х гг. «А.» переименовывается в рок-группу. Резко меняет направление, обращается к традиционному руслу создания «песен¬ных шоу». Исполняет песенную сюиту А. Моро¬зова «Утро планеты» (ст. Н. Олева, Т. Ефимова), «Балладу о волчьей гибели» (монтаж песен В. Высоцкого), включает и обработки шуточных народных песен («Уж вы стары, старики») и популярные номера западных рок-групп («Дип пёпл», «Эмерсон, Лейк энд Палмер»). В 1998 выпускает записи лучших песен разных лет «Старая пластинка».
Лит.: Бутковская Т. Это нежаркое эстрадное лето // Муз. жизнь. 1974. № 18. С. 20-21; Петров А. Ариэль // СЭЦ. 1975. №6. С. 18; Петров А. Русские картинки // Клуб и художеств, самодеят. 1977. № 12. С. 39; Пет¬ров А. В поисках золотого ключика // Клуб и худо¬жеств, самодеят. 1980. №9. С. 32; Яшкин В. К. Вокаль¬но-инструментальные ансамбли. М., 1980; Скороходов -ГА. Звезды советской эстрады. М., 1982.
Л. К.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100