В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Ардов В. Е.

Ардов (Зигберман) Виктор Ефимович (08/ 21.10.1900. Воронеж- 25.02.1976, Москва)-драматург, автор коротких рассказов, диалогов, сценок, теоретических работ по эстрадной и цирковой драматургии, театр, критик. Закончил коммерч. уч-ще в Воронеже (1917), учился в Моск. ун-те, Ин-те народного хозяйства им. Плеханова. Лит. деятельность начал в 1921 с критических статей. Публиковал карикатуры (журнал «Зрелища» и др.). был профессиональным гра¬фиком. Пробовал свои силы как актер в Мас¬терской Н. Фореггера (1922), как конферансье — в кабаре «Нерыдай». С 1923 сотрудничал с сати¬рическими журналами: «Красный перец», «Крокодил» и др. В 1924 дебютировал как драматург одноактной пьесой «Имянинница» (совместно с В. Массам), поставленной Моск. театром сатиры. Для этого же театра написал обозрение «Ане хулиган ли вы, гражданин?» (совместно с А. Алексеевым и Ю. Данцигером, 1927), сатири¬ческая комедия «Склока» (1926) и др. Заведо¬вал лит. частью Ленингр. театра сатиры (1926-1928). В эти же годы писал сценки, скетчи, обо¬зрения для «Синей блузы» (публиковались в сб. «Синяя блуза». 1926. № 35 и др.). С конца 20-х появляются сборники рассказов А. «Кавардак в эфире», 1927, «На сцене и за кулисами», 1929; всего вышло более 30 сборников. Построенные на диалогах рассказы А. легко превращались в сценки и скетчи, которые много исполнялись на эстраде («Укротитель на час», 1940, «Укушенный». 1941). Продолжал писать водевили, фельетоны, сценки, конферанс,
опубликованные в авторских сборниках 50-70-х гг. («Для эстрады», 1957), «По памяти и с натуры», 1975 и др.). Сценка «Вот что наделали справки твои» вошла в репертуар А. Райкина (1953). Рассказы много исполнялись Вл. Хенкиным, И. Ильинским, Р. Зеленой, Б. Петкером, В. Лепко. А. любил сам читать их с эстрады, быстро устанавливал кон¬такт с аудиторией. Писал также репризы, обозрения для цирка, киносценарии, либретто оперетт.
Произведения А. не выходят за пределы бы¬товой тематики, написаны простым, доступным языком. Сатира, которой автор отдал дань в 20-е («Таракановщина». 1928, и др.), уступила место юмору, гротеск — безобидному шаржу. А. использовал смешные, порой анекдотич. ситуа¬ции, неожиданные сюжетные ходы, «игру» слов. В конце жизни создал первую в нашей стране теорию «разговорных жанров», осмысливал природу комического преувеличения, пародийность и пародичность и др. Ему принадлежат также очерки о выдающихся писателях и арти¬стах, увидевшие свет после его смерти. Неиз¬менно благожелательный, остроумный, гото¬вый помочь. А. много сделал для эстрады. Его дом на Б. Ордынке, где нашла приют А. Ахматова, был прибежищем для молодых артистов, режиссеров, авторов.
Соч.: Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968; От комедии до репризы. М., 1971; Юмористические рассказы. М.: Хд. лит.. 1980; Этюды к портретам. М., 1983.
Лит.: Дмитриев Ю. Виктор Ардов // Москва с точки зрения. 1991: Семенов М. Волшебник за кулисами // СЭЦ. 1975. № 10. С. 10-11: Ардов М., Ардов Б., Бата¬лов А. Легендарная Ордынка. М., 1997.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100