В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Арго

Арго (Абрам Маркович Гольденберг) (02/ 14.02.1897, Елизаветград, ныне Кировоград — 13.04.1968, Москва) — сатирик, поэт, драматург. Закончил гимназию, хорошо рисовал, отличал¬ся музыкальностью. Первые стихи появились в одесских газетах. В апреле 1917 начинающий поэт приехал в Москву, где работали его стар¬шие братья. Сразу же окунулся в политические бури, сотрудничал в «Новой жизни». Весной 1919 уехал в Киев, Одессу, но вопреки общему потоку эмиграции остановился в Харькове, где дожидался прихода Красной Армии. Сразу включился в работу Укроста (телеграфное агент¬ство), в отделе «Окон РОСТА» придумывал темы, рисовал и оформлял плакаты. Заведовал лит. частью театра миниатюр «Гротеск». С 1920 в Москве. С другом и впоследствии много¬летним соавтором Н. Адуевым (и режиссером Д. Гутманом — лит. псевдоним Деге) публикует агитационные пьески в стиле «петрушечного» театра («Петрушка-крестьянин», «Петруха и разруха» и др.) в журнале «Раненый
красноар¬меец», 1920. Эти сценки, а также задорные куплеты с танцами «Политмазурка», «Полька», па¬тетическая декламация А. «Памяти парижских коммунаров» в репертуаре теревсатов. В Моск. теревсате летом 1920 с успехом идет трехактное политобозрение «Путешествие Бульбуса 17-21» А., Адуева и Гутмана. Продолжая работать в жанре агитац. театра малых форм, в 20-е гг. становится одним из постоянных авторов «Си¬ней блузы». Его перу принадлежит множество антре, маршей-парадов, открывавших выступле¬ния синеблузников, остро злободневных сатири¬ческих «агитбуффонад» («Муха под судом»), но¬меров муз. эксцентрики («Международный цирк»), пародий. Пишет сатирические куплеты для ведущих эстрадных артистов: А. Матова (о застрявшем в болоте журавле, который выта¬щит голову, хвост увязнет...); для Б. Борисова, в его репертуаре долго сохранялись куплеты А., «Чужие письма», дававшие актеру возможность представить целую галерею различных сати-рич. персонажей. Известный киноартист В. Максимов, выступавший в жанре мелодекла¬мации, исполнял стихи А. «Рассказ о подполь¬ном ревкоме» (в сопровождении ф-но). Яркий темперамент сатирика-юмориста и пародиста нашел выход и в создании первых обозрений Моск. театра сатиры: «Европа, что надо...», «Спокойно, снимаю», «Ой, не ходи, Грицю» и др. в 1925-1926 (совместно с Адуевым, Гутманом, В. Типотом). Принимает активное участие в со¬здании Театра обозрений Моск. дома печати: в программе «Первый номер» особенный успех имел «Скептический хор». Излучающая опти¬мизм «певица» А. Панова исполняла куплеты, а четверо мрачных «хористов» по каждому пово¬ду выражали свой скепсис. В «Третьем номере» (1929) А. принадлежали «Производственные ча¬стушки» — едкая пародия на штампы «Синей блузы», с которой он еще недавно активно со¬трудничал. Дискуссии о сатире, ориентация на «положительную» тему вынудили А. отойти от эстрады.
А. много переводит (особенно много с фран¬цузского, владел им в совершенстве): «Рюи Блаз» В.Гюго, 1939, поэтов— П. Верлена, Ф. Коппе, Ж. деНерваля и др., стихотв. текст «Мещанина во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, 1966. Человек редкой эрудиции, он работает над «Сатиричес¬кими очерками по истории русской литерату¬ры» (М., 1939) (книга стала библиогр. редкос¬тью). Пишет для детей (Восторги и вдохновения. Книга примеров. М., 1965). Книга воспоминаний А. «Своими глазами» (М., 1965) привлекает уди¬вительной яркостью, «пластичностью» давних впечатлений, точностью описаний (одно из первых воспоминаний в мемуарной литературе о Н. Фореггере, Гутмане, Вл. Хенкине, В. Яхонтове, А. Закушняке и др.). В свое время отдал дань оперетте — вместе с Адуевым автор стихотв. тек¬ста известного спектакля Камерного театра «Жирофле-Жирофля», 1923. Писал для цирка. Сотрудничал в сатирич. журналах «Красный перец» и др. В 60-е гг. выступал со статьями в журнале «Сов. эстрада и цирк».
Соч.: Литература и окрестности. М., 1933; Из зару¬бежных поэтов. М., 1958; Звучит слово (очерки и вос¬поминания). М., 1962; Десятая муза (переводимость и непереводимость). М., 1964; За много лет / Вступит, статья 3. Паперного. М., 1969.
Лит.: Сов. энциклопедия. 1926. Т. 3; Лит. энциклопе¬дия. 1930. Т. 1; Паперный 3. А что-нибудь должно ос¬таться // Арго. За много лет. М., 1969.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100