В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Аккомпаниатор

Аккомпаниатор (фр. accompagnateur - сопровождающий) - исполнитель партии аккомпанемента; артист, сопровождающий выступление солиста (ансамбля) игрой на муз. инструменте. Искусство музыкального сопровождения столь же древнее, как и сама музыка. Но профессия аккомпаниатора возникла сравнительно недавно, что связано как с эволюцией аккомпанемента, так и с развитием концертного дела.
Аккомпанемент в его современном понимании - как гармоническая и фактурная опора, поддерживающая и обогащающая партию или основной мелодический голос, - формируется на рубеже XVI-XVII вв. вместе с утверждением в муз. практике гомофонно-гармонического склада. Поначалу композитор выписывал лишь нижний, басовый голос аккомпанемента, снабжая его условными цифровыми обозначениями, которые намечали гармонический план произведения (так называемый цифрованный бас, или генерал-бас). Расшифровка этих обозначений предоставлялась на усмотрение исполнителя, который самостоятельно определял необходимое количество голосов, конкретизировал аккордику. выбирал те или иные фактурные приемы, фигурации, украшения и т. п. Естественно, что при этом аккомпанемент каждый раз творился заново, и его конкретный облик в значительной мере зависел от таланта исполнителя, от его композиторских навыков. Такая практика существовала вплоть до середины XVIII в. (в несколько измененном виде продолжает существовать и сегодня в импровизационном джазе). Но уже со второй половины столетия композиторы стали выписывать аккомпанемент полностью, не доверяясь более случайностям исполнительской интерпретации цифрованного баса. В отличие от последнего, такое фиксированное муз. сопровождение стали называть обязательным, или облигатным, аккомпанементом, а его исполнителей- "А.". Первыми профессиональными А. были театральные репетиторы и концертмейстеры, которые разучивали вокальные партии с солистами и хором и сопровождали репетиции балета, а также таперы, игравшие на танцевальных вечерах и балах, в танцклассах и пр. При необходимости они же аккомпанировали солистам и на концертной эстраде. В первой трети XIX в. аккомпанемент большинства песен, романсов, инструментальных пьес, звучавших в концертах, играл чисто вспомогательную роль, был несложен по фактуре, и его мог исполнять любой музыкант, более или менее сносно владевший инструментом. Это мог быть и заезжий виртуоз, и местный любитель музыки. Нередко один и тот же исполнитель выступал в концерте и как солист, и в составе ансамбля, и в качестве "А.". С течением времени художественное значение аккомпанемента в инструментальной и вокальной музыке XIX-XX вв. повышается, он усложняется и приобретает новые выразительные функции. В романсах и песнях Ф. Шуберта, Р. Шумана, X. Вольфа, Э. Грига, П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова и многих других композиторов аккомпанемент как бы "договаривает" невысказанное солистом, углубляет психологическое содержание музыки, ее драматургию, создает необходимый иллюстративный фон. Из простого сопровождения он часто превращается в партию, не уступающую сольной по своей художественной значимости. А. становится равноправным участником ансамбля, в идеале партнером солиста. Не удивительно, что с середины XIX в. в качестве А. зачастую выступают композиторы и выдающиеся музыканты-инструменталисты. Великолепными А. были, в частности, М. Глинка, Мусоргский, Рахманинов. Уже в наше время широкую известность получили такие ансамбли, как Н. Обухова (а позднее - И. Козловский) и гитарист А. Иванов-Крамской, С. Рихтер и Н. Дорлиак, М. Ростропович и Г. Вишневская.
Конечно же, ни для кого из виртуозов или известных композиторов аккомпаниаторство не становилось профессией (едва ли не единственное исключение - Мусоргский, некоторое время работавший А. у Д.Леоновой). В основном это было уделом музыкантов второго, третьего плана, всегда остававшихся в тени солиста. Их имена даже не упоминались в афишах, и подавляющее большинство из них так и остались в безвестности. Фигура профессионального А. появляется на концертной сцене во второй половине XIX в., когда с развитием гастрольной системы концертирующие артисты ощутили экономически оправданную необходимость иметь при себе постоянного А., способного создать достойную оправу таланту исполнителя, знакомого не только с репертуаром, но и с особенностями исполнительской манеры солиста. К концу века подобная практика получила широкое распространение.
В отличие от филармонического, эстрадный А. был не только исполнителем авторского текста. Помимо этого от него требовалось умение играть по слуху и импровизировать, транспонировать аккомпанемент в удобную для исполнения тональность, подбирать сопровождение к любой мелодии, владеть разнообразными композиторскими и организационными навыками. Нередко именно из среды эстрадных А. выходили авторы популярных романсов, песен, куплетов, обработок и иных бытовых жанров. Среди них - Я. Пригожий, долгие годы проработавший А. в моек. "Яре", А, Чернявский, много лет выступавший в качестве эстрадного А. в Петербурге и ряде провинциальных городов. Автором многих песен и обработок, исполнявшихся Н. Плевицкой, был ее постоянный А. А. Зарема. Репертуар А. Вялъцевой пополняли произведения А. В. Таскина, который, помимо прочего, занимался и организацией ее концертов. Он работал также с Ф. Шаляпиным, Н. Фигнером, И. Тартаковым, с его именем связан и блестящий дебют Изабеллы Юрьевой, состоявшийся в начале 1922 (позднее ее А. стал начинающий тогда композитор А. Полонский). Выдающимся А., работавшим в Ленинграде в 30-60-е гг., был Михаил Григорьевич Корик. Наделенный от природы изысканным вкусом, "он мог проаккомпанировать с листа и в любой ситуации. При этом совершенно блестяще!"- вспоминал Я. Самойлов, концертмейстер оркестра Ленингр. театра эстрады, где с 1946 по 1956 М. Корик был главным дирижером. (В кн.: Аркадий Райкин и его театр. Детройт, 1984.) Вторым дирижером этого оркестра был Илья Семенович Жак, как А. успешно работавший в 30-е гг. с К. Шулъженко, автор многих ее песен ("Руки" и др.). В создании песен вернувшегося на родину А. Вертинского самое непосредственное участие принимал его А. - М. Брохес, который записывал, гармонизовал и превращал в грамотный муз. текст напетые певцом мелодии. Их многолетний союз - яркий пример подлинного творческого симбиоза, в котором А. глубоко проник в суть исполнительской манеры А. Вертинского, предугадывая каждое его намерение, помогая раскрытию творческого замысла. Он как бы растворился в личности артиста и стал не просто партнером, а его "вторым я". Подобные творческие союзы, в которых партнеры тонко чувствовали друг друга, связывали многих замечательных артистов и А. Это - В. Козин и Д. Ашкенази, работавший позднее со многими исполнителями, Л. Русланова и дуэт гармонистов Жерихова и Борисенко, К. Шулъженко и Б. Мандрус, И. Юрьева и С. Каган, Р. Сикора и В. Еэрышник, Ю. Гуляев и Р. Трохман, Н. Брегвадзе и М. Гонглиашвили, А. Миронов и Л. Оганезов, А. Баянова и В. Фридман, С. Захаров - А. Коган и др. Со многими эстрадными артистами успешно работают петербуржец М. Ап-текман, руководитель вокальной мастерской Москонцерта И. Болотина, А. Сариев и др.
В 70-80-е гг. вместе с характерной для этого времени "электрификацией" и "электронизацией" эстрады традиционный эстрадный А. постепенно уступает свои функции разного рода ансамблям, фонограмме ("саунд-треку") и т. п.
Л. И. Левин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100