В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Аксенов В. Н.

Аксенов Всеволод Николаевич (19.03.1898, Москва - 29.03.1960, Москва), засл. арт. РСФСР (1947)- драматический артист, мастер художественного слова, педагог, лауреат Гос. премии СССР (1948). В 1919 окончил драматические курсы при Малом театре. С 1921 артист Малого театра. С 1935 - солист Моск. филармонии.
Аксенов обладал прекрасным, чарующим голосом. Был необыкновенно музыкален. Чаще всего он читал лирику Пушкина, Лермонтова, Есенина; любил и передавал свою любовь к стихам поэтов-современников: Твардовского, Светлова, Симонова, Щипачева. Знал массу стихов зарубежных поэтов. Но особенно замечательно он читал Блока. Здесь ему не было равных на советской эстраде. А. необычайно тонко чувствовал и умел передать музыку, ритм и интонацию блоковских стихов. А. не только читал стихи в жанре обычного концерта, он умело составлял из них композиции; включал в лирику современных поэтов отрывки из "Божественной комедии" Данте, стихи Пушкина, Блока, зарубежной классики. Он продолжил традицию концертно-филармонической эстрады, восходящую к искусству В. Комиссаржев-ской и В. Качалова. В 1954 А. стал постановщиком и главным исполнителем драмы Ибсена "Пер Гюнт" в сопровождении музыки Грига. Концерты проходили в Большом зале Моск. консерватории и в Зале Чайковского с огромным успехом. Образовался небольшой, но стабильный коллектив артистов и музыкантов, который гастролировал по многим городам Советского Союза. В роли Озе выступала А. Г. Коонен, обладавшая звучным низким голосом и своеобразной манерой речи. А. исполнял роль Пер Гюнта, ощущая музыку Грига как родную стихию, как бы становясь ее органической частью. В 1955 г. А. поставил "Арлезианку" А. Додэ с музыкой Ж. Бизе, а в 1957- "Эгмонт" И. Гете - Л. Бетховена. Ему принадлежала и музык.-литер, композиция по трагедии Эврипида "Медея". Обладая высокой культурой в области поэзии, мировой литературы, А. был необычайно музыкален и в этом плане, безусловно, оказал влияние на некоторых чтецов следующего поколения (В. Токарева, Б. Моргунова). Был режиссером целого ряда чтецких программ.
Вместе с тем артист не переставал играть в театре (Чацкий, Глумов и др.). В кино особенно запомнился его Гарри Смит в "Русском вопросе" К. Симонова. А. преподавал мастерство художественного слова в уч-ще им. Щепкина, обобщив свой опыт чтеца и педагога в статьях и книге "Искусство художественного слова", выдержавшей два издания (1954, 1962).
Лит.: Др. соч. Некоторые товарищи полагают // Об искусстве чтеца. М., 1960. С. 7-38; Верховский Н. Ю. Книга о чтецах. М., 1950; Ардов В. Всеволод Аксенов // Театр. 1970. № 5.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100