В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Анненков Ю. П.

Анненков Юрий Павлович (лит. псевдоним Борис Темирязев) (11/23.07.1889, Петро-павловск-на-Камчатке - 12.07.1974, Париж) - художник театра и кино, график, живописец, карикатурист, режиссер, балетмейстер. В 1908 поступил на юридический фак-т Петерб. ун-та, одновременно в студию С. Зайденберга. В 1909-1910 занимался в студии Я. Ционглинского, в 1909-1911 в Центральном уч-ще технического рисунка бар. А.Штиглица (СПб.), продолжил художественное образование в 1910-1912 у М. Дени и Ф. Валлотона (Париж).
С 1913 работал в театре. Лаконичная манера карикатуриста привела его в театры миниатюр и кабаре, где особенно ценились молниеносность воздействия и острая выразительность сценографии. Дебютировал в "Кривом зеркале" сценографией к "Homo Sapiens", основные работы в этом театре: "Сон майора Ковалева" ("Нос"). "Примерные супруги", "Эоловы арфы" (1915), "Путь добра и зла", "Четвертая стена", "Тьма египетская", "Карагез", "Мужья и жены" (1916). В 1915-1916 заведовал декорационной частью "Кривого зеркала". В Летнем театре в Куоккале оформил спектакли и концертные номера, ставил как балетмейстер миниатюру "Египетский танец. Ожившая фреска" (1915). В Троицком театре миниатюр (Пг.) создал декорации к спектаклям: "Башмаки", "Амур и К°" (1914). В 1915 А. начал сотрудничать с кабаре "Летучая мышь" ("Китайцы и зайцы", "Попадья" (1915), "Соловей", 1917). В кабаре "Привал комедиантов" оформил спектакли и номера: "Черепослов, сиречь Френолог", "Танго", "Максис", "Хор "болыневиков"-частушечни-ков", поставил балетные номера "Кекуок", "Страница. Опыт хореографической всенощной", где впервые в отечественном театре использовал графический рисунок в оформлении (1917). В 1919-1920 публиковал статьи по проблемам сценографии и эстрады. Теоретические манифесты А. о динамическом (эксцентрическом) театре, построенном по принципу эстрадного ревю, воплотились в спектакле "Первый винокур" Л. Толстого в Экспериментальном Эрмитажном театре (А. - перемонтаж текста, режиссура и оформление) с участием артистов драмы, эстрады и цирка. В 1920 оформлял массовые постановки "Гимн освобожденного труда", "Взятие Зимнего дворца" в Петрогр. В 1920-1922 главный художник театра "Вольная комедия" и кабаре "Балаганчик" (Петрогр.), расписал помещения (зал и фойе), оформил спектакли "Белые и черные", "Тут и там" (1920), "Мировой конкурс остроумия", "Самое главное" (1921), "Эоловы арфы", "Школа этуалей" (1922) и др. В это же время работал в БДТ.
С 1924 во Франции, где в артистических кабаре Ф. Комиссаржевского "LArc-en-ciel" (Радуга) и Н. Балиева "Летучая мышь" оформил программы "Сарабанда в долине", "В раю", "Бунт марионеток", "Пикантные анекдоты галантного века", "Наливные яблочки",
"Лавка часовщика", "Вечер в опере", "Поэма любви", "Экстаз скрипача" и др. Работал как режиссер и сценограф с балетными и драматическими труппами во Франции, Германии, Италии, а также в кинематографе - премия "Оскар" (1954) за костюмы к фильму "Мадам де***...".
А. был одним из основоположников экспрессионизма в сценографии. Острыми, гротескными решениями декораций, костюмов и грима создавал динамичный, выразительный, запоминающийся образ спектакля. Сценографические открытия А. повлияли на многих ленингр. художников, его сценические и теоретические работы дали развитие идеям ФЭКСов.
Соч.: Веселый санаторий // Жизнь искусства. 1919. 2 нояб.; Ритмические декорации // Жизнь искусства.
1919. 18 нояб.; Кризис эстрады // Жизнь искусства.
3-4 июня: Театр до конца // Дом искусств. 1921. №2; Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Т. 1, 2. Л., 1991. Лит.: Замятин Е. О синтетизме // Юрий Анненков. Портреты. Пг., 1922; Шкловский В. Ход коня. Москва; Берлин. 1923; Струтинская Е. Дыханье века моего // Театр. 1990. №8.
Е. И. Струтинская



ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100