В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Аранжировка

Аранжировка (прикрашивать) - 1) переложение муз. произведения для иного, сравнительно с оригиналом, состава исполнителей; 2)создание эстрадно-джазовой партитуры. Функционально А. сходна с традиц. инструментовкой (оркестровкой), от которой и ведет свое начало.
Термин А. утвердился в сфере развлекательной музыки в конце XIX- начале XX в. и означал первоначально облегченное переложение, адаптацию оригинальных симф. и иных оркестровых пьес (маршей, танцев, отрывков и отдельных номеров из опер, оперетт, водевилей и т. п.) для салонных, бальных и садовых оркестров, а также инструментовку фортепианных оригиналов для тех же составов. В отличие от традиц. партитур, А. такого типа ("А.-переложения") не определяют сколько-нибудь однозначно и окончательно звуковой облик адаптируемых произведений и, как правило, предусматривают возможность произвольной замены одних инструментов другими, а также исполнение неполным составом. К А. этого типа можно отнести также всевозможные попурри, создаваемые методом муз. монтажа, и эстрадно-джазовые "транскрипции" популярных классич. пьес и нар. песен, существенно изменяющие содержание и стиль оригинала.
Собственно эстрадная (эстрадно-джазовая) А. возникла в 20-х гг. вместе со сменой общего стиля развлекат. музыки и формированием основных типов оркестровых коллективов, обслуживавших новую эстрадную и танц. практику ("симфоджаз", биг-бэнд, комбо и т.д.). В отличие от "А.-переложения", эстрадная А. - это уже не переинструментовка оригинала, а новая, зачастую уникальная, звуковая структура, созидаемая на основе заранее заданной темы в соответствии с определенными принципами формообразования, а также традициями и приемами исполнения, во многом обусловленными практикой джазового музицирования. От "чистой" композиции такую А. порой отделяет лишь заданность, предсуществование темы, и по своей глубинной сущности эстрадно-джазовая А. - это всегда в той или иной мере творческая "фантазия на тему".
Структурной моделью эстрадно-джазовой А. является уходящая корнями в фольклор форма "темы с вариациями". Типичная А. такого рода начинается и завершается проведением темы всеми инструментами tutti в основной тональности. Между двумя этими проведениями, обрамляющими форму и придающими ей законченность, располагаются мелодич., гармонич., фактурные и т. п. вариации, называемые на
профессиональном жаргоне "хорусами" (chorus) или "квадратами" (square). Число их обусловлено количеством солирующих инструментов или оркестровых групп (в песнях - количеством куплетов плюс инструментальный "проигрыш"), а также мастерством музыкантов-импровизаторов. Фактура каждого хоруса, в зависимости от стиля, состава исполнителей и изобретательности аранжировщика, может быть различной, но в любом случае она складывается из взаимодействия трех элементов: ритмо-гармонической основы, реализуемой ритм-группой, фактлрного фона ("бэкграунда"), образуемого звучанием аккомпанирующих инструментов, и мелодич. соло, которое поручается голосу, инструменту или оркестровой группе, трактуемой в этом случае как единый многоголосый "инструмент" ("блок").
Эта схема наполняется конкретным содержанием в ходе творческого взаимодействия воли аранжировщика и импровизационной стихии самовыражения джазовых и эстрадных музыкантов. Это взаимодействие отражается в соотношении фиксируемых и нефиксируемых элементов партитуры, которая приобретает завершенность лишь в живом звучании. Характер соотношения этих элементов в реальных А. весьма различен и охватывает весь мыслимый диапазон - от чисто устной договоренности относительно того. что. в какой тональности, кто, с кем и после кого играет, до детально выписанных партитур и даже до полной электронной фиксации всех параметров звучания в современных компьютерных А.
А. первого рода - так называемая "устная", или "мысленная" A. (head arrangement)- господствовала на ранних этапах развития джаза, что объясняется почти поголовной муз. неграмотностью первых джазовых музыкантов. Превратившись в специфически джазовую традицию, "устная А." продолжала играть важную роль на протяжении всей истории джаза, составляя внутреннюю форму так называемого "джем-сэшн". Особый, предельный вид "устной А.", исключающий предварительную договоренность даже относительно темы, тональности, темпа, стиля исполнения и т. п., характерен для совр. "фри джаза" ("свободного джаза"). Огромное распространение в практике не только малых ансамблей, но и больших оркестров получили разного рода "полуустные А." - более или менее детально йотированные мелодические или партитурные эскизы, куски оркестровых tutti, вступления, коды и т. д.
Формирование крупных оркестровых составов, развитие концертной практики, грамзаписи, киномузыки, радиовещания в 20-30-е гг. резко повышают значение письменной фиксации муз. текста. Нормой муз. жизни становятся детально выписанные симфоджазовые и эстрадные партитуры, максимально сближающие работу аранжировщика с деятельностью композитора. Творческие находки, при своем рождении определявшие неповторимый "саунд" (зву-котембровую "визитную карточку") того или иного оркестра, быстро получают всеобщее распространение, превращаются в рутинные приемы и входят в учебники оркестровки. А. приобретает статус профессии, а сам аранжировщик из безымянного ремесленника, анонимного сотрудника нотоиздательских фирм вырастает в одну из ведущих фигур мира эстрадно-джазовой музыки, во многом определяющую ее стилистический облик. Не случайно деятельность аранжировщика часто совмещается с композицией и/или руководством оркестром (в отечественной музыке это, например, A.Цфасман, Г. Ландсберг. Н. Минх, А. Варламов, B. Кнушевицкий, О. Лундстрем, В. Людвиковский, Ю. Саулъский, Б. Карамышев. А. Основников, В. Рубашевский, С. Пож.шков. А. Кроля, Б. Рычков, Н. Капустин, А. Норченко, Г. Лукьянов, Ю. Чугунов, А. Кознов. Н. Левиновский, В. Долгов и мн. другие).
Особый тип А. представляет бурно развивающаяся в последние годы компьютерная А., требующая от аранжировщика не только муз. знаний, но и навыков звукоинженера и звукооператора, поскольку* он имеет здесь дело не с нотами и музыкантами-исполнителями, но непосредственно со звуком. Существующие компьютерные программы содержат широкий набор наиболее распространенных ритмич., гар-монич. и фактурных моделей, что позволяет автоматизировать рутинные элементы А. и поставить производство массовых А. на поток. Вместе с тем разнообразные синтезаторы, позволяющие создавать звучания практически любой желаемой конфигурации, открывают перед аранжировщиками неограниченные творческие возможности, используемые пока что лишь спорадически и в малой своей части. Интересные образцы компьютерных А. ("А.-композиций") принадлежат Э. Артемьеву, Та-раняну, Козлову, В. Добрынину.
Лит.: Киянов Б., Воскресенский С. Практическое руководство по инструментовке для эстрадных оркестров и ансамблей. Л., 1966; Браславский М. Основы инструментовки для эстрадного оркестра, М.( 1967; Сауль-
ский Ю. Аранжировка для эстрадного и джазового оркестра. М., 1977; Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей. Выи. 1-2. М., 1979-1980; LangeA. Arranging for the Modern Dance Orchestra. №4. 1926; Ellis N. Instrumentation and Arranging for the Radio and Dance Orchestra. №4. 1936; Miller G. Method for Orchestral Arranging. - № 4. 1943.
Л. И, Левин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100