В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Балиев Н. Ф.

Балиев Никита Федорович (1886, Екатеринодар — 03.09.1936, Нью-Йорк) — конферансье, режиссер, актер. С 1906 секретарь дирекции МХТ. С 1908 актер МХТ (Хлеб в «Синей птице», шарманщик в «Анатэме» и др.), организатор «капустников» и «исполнительских вечеров» кабаре МХТ «Летучая мышь». В 1912 возглавил общедоступный ночной театр-кабаре «Летучая мышь». Был душой театра и его постоянным конферансье. Полный, в безукоризненном смокинге, с добродушно-лукавым, лунообразным лицом, заразительной улыбкой, он привлекал непринужденной, уверенной манерой поведения, блистательным талантом импровизатора. Конферанс  Б. строился как пронизанный иронической игрой диалог с публикой, которая с помощью разнообразных приемов вовлекалась в действие. Н. Эфрос назвал Б.-конферансье «человеком на грани двух миров» — мира подмостков и зрительного зала, определив тем самым суть актера и смысл фигуры конферансье. Бесстрастный и насмешливый, он умело направлял программу и одновременно «дирижировал» зрительным залом. К. С. Станиславский отмечал «его неистощимое веселье, находчивость, остроумие — и в самой сути, и в форме подачи своих шуток, смелость, часто доходящую до дерзости, умение держать аудиторию в своих руках, чувство меры, умение балансировать на границе дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, умение вовремя остановиться и дать шутке совсем иное направление». (Собр. соч. Т. 1. М., 1954. С. 364.)
Б. проявил также незаурядные режиссерские способности. Поставленные им пародии, которые во многом определяли репертуар «Летучей мыши», рассекречивали скрытые механизмы построения театральных спектаклей (МХТ, Малого театра и др.) и. кроме того, позволяли зрителям проникнуть в тапнственньп! мир закулисья. В постановках ппгроко использовал бытовые танцы — танго, кекуок, матлот, вальс; театрализованные анекдоты, устные рассказы, каламбуры, экспромты, шарады, загадки, скороговорки, а также интимные песенки, «песни настроений», старинные романсы и т. д.
Свою завершенность режиссерские принципы Б. обрели в сценической миниатюре — жанре, своим рождением во многом обязанном театру-кабаре «Летучая мышь». В «Пиковой даме» (по А. Пушкину), «Казначейше» (по М.Лермонтову), «Шинели» (по Н. 1оголю) и других спектаклях, поставленных в канун революции 17-го года, Б.-режиссер переосмысливал выдвинутые большим искусством эстетические идеи с помощью специфических средств «малой формы», парадоксального монтажа словесного и изобразительного, музыкального и пластического рядов. Событийный ряд литературного повествования переводился на язык миниатюр-стиля,
выстраивался в серию стремительно сменяющихся, часто контрастных по настроению эпизодов, которые фиксировали ключевые моменты действия.
В 1920 эмигрировал из Советской России. Выступал с программами «Летучей мыши» в Европе и США, где и закончил свои дни, конферируя в ресторане при небольшой гостинице.
Лит.: Эфрос  Н. Театр-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». М., 1918; Тихвинская  Л. «Летучая мышь» // Театр. 1981. № 5; Тихвинская  Л. Кабаре и театры миниатюр в России. М., 1995.
Ю. А. Дмитриев


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100