В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Балаганчик

«Балаганчик» — кабаре в Петрограде (1921-1924). Работало в помещении бывшего «Павильона де Пари» — Садовая, 12. Создано коллективом театра «Вольная комедия» (см.: Теревсаты), лишенного с введением нэпа государственной дотации. Программа начиналась после окончания спектакля «Вольной комедии» и шла до двух часов ночи в смежном зале, оформленном как ресторан, с большим камином и художественно расписанными стенами. (Позднее, когда «Б.» приобрел известность, его программы иногда шли в театральном зале «Вольной комедии».) Худ. рук. Н. Петров, он же актер, режиссер и конферансье Коля Петер, вместе с С. Тимошенко- автором многих пьес и миниатюр, встречали гостей и вели программу (в сезоне 1923-1924 к ним присоединился Ф. Кури-хин). Музыкальной частью заведовал 3. Майман — пианист, аккомпаниатор, композитор. Художник — юный Н. Акимов, литературную часть возглавил сатириконец В. Азов. В труппе разносторонне одаренная молодежь: 3. Рикоми, С. Мартинсон, Е.(Рина) Земная, О. Казико, Д. Слепян, Р. Рубинштейн, танцовщицы Л. Спокойская, 3. Тарховская и др. Актрисой и автором стихотворных пародий, миниатюр была Л. Давидович. Репертуар менялся еженедельно, в нем обильно представлены пародии: на классический балет, любительский оперный спектакль, детективный к/ф и др. Успехом пользовались частушки и песенки Рины Зеленой (авторы В. 7м-пот, Н. Эрдман). «Инсценированные» песенки «Шумит ночной Марсель» Ю. Милютина, «Домик в Батавии» М. Б.гантера были своеобразными пародиями на «гиньоль». Шли небольшие сценки, скетчи, двухминутные миниатюры («Аховая пьеса», в которой три раза в разных ситуациях произносится только «Ах!»); киноспектакль в 18 картинах и 3 интермедиях «Бунт времени» (автор — будущий кинорежиссер Тимошенко) увлекал мгновенной сменой впечатлений, неожиданными трюками и трансформациями (Петров в роли Саломеи и др.) — «конгломерат стилей, действие во всех временах и вне всякого времени» (Д’Актилъ А. Балаганчик // Театр. 1923. № 9). Кабаре развлекало, стремясь не затрагивать злобу дня. В уютной непринужденной обстановке конферансье общались со зрителями, иногда используя прием «подсадки». Втягивали их в веселую игру с мягкими мячами, разучивали песню («Всеобуч пения») и др.
Опираясь на традиции «Летучей мыши», «Бродячей собаки», «Кривого зеркала», «Б.» благодаря сложившемуся коллективу и талантливому руководству имел собственное художественное лицо среди множества кабаре и театров миниатюр, работавших в годы нэпа. В «Б.» выросли авторы, режиссеры, синтетические актеры, впоследствии занявшие ведущее положение на эстраде, в театре, кино.

Лит.: Петров  Н. 50 и 500. М, 1960; Золотницкий  Д. Зори театрального Октября. Л.. 1976; Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983. С. 75-77; Меньшой  А. Ласковая улыбка, или Несколько слов о «Балаганчике» // Эстрада без парада. М., 1991.
Е. Д. Уварова



ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100