В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Бейбутов Р. М.

Бейбутов Рашид Маджид-оглы (14.12.1915, Тифлис- 10.06.1989, Баку)- певец, лирический тенор. Нар. арт. СССР (1959), лауреат Гос. премии (1946). Б. родился в семье певца, исполнителя народных азербайджанских песен Маджида Бейбутова. С детских лет был окружен атмосферой театра, музыки. По окончании школы (1933) Б. поступает в железнодорожный техникум, где создает самодеятельный студенческий оркестр. В период службы в армии становится солистом армейского ансамбля и исполняет популярные песни И. Дунаевского, М. Блантера, А. Новикова, народные азербайджанские песни. Затем недолго поет в одном из тбилисских эстрадных коллективов. Обладая лирическим тенором мягкого, своеобразного тембра, но не сильного и не широкого диапазона, становится солистом известного в 30-е гг. Гос. джаза Армении под упр. композитора А. Айвазяна и много гастролирует с джазом по стране (репертуар — народные азербайджанские песни «Гюль-оглан», «Галалы», грузинские «Лебеди», армянские «Марал Ахчик»). Одновременно в конце 30-х выступает и в Армянском Гос. театре оперы и балета им. Спендиарова. В годы войны вместе с джазом Айвазяна на Крымском фронте (поет «Давай закурим» М. Табачникова на ст. И. Френкеля, «Крымскую боевую» Айвазяна на ст. О. Гукасяна). Совместно с музыкантом и композитором Т. Кулиевым создают творческий дуэт: Кулиев аккомпанировал, а Б. исполнял, в частности, и его песни- «Кавказскую застольную» и «Азербайджан» на ст. С. Вургуна, «Песню нефтяника» на ст. М. Светлова, «Зулейку-ханум» на ст. Г. Регистана. Всенародная известность пришла после выхода на экраны страны музыкальной комедии У. Гаджибекова «Аршин мал алан» (Бакинская киностудия, 1945), где певец исполнил роль молодого певца Аскера. Арии, песни, куплеты («Я нашел судьбу свою», «Аршин мал алан») вошли в концертный репертуар певца, стали его визитной карточкой. С 1944 по 1956 Б. солист Бакинской филармонии. Тщательно работал над каждой песней, добиваясь тончайших интонационных нюансов. Поскольку в его репертуаре песни многих народов мира (в том числе и китайские, индийские), много работал над музыкальной и языковой стилистикой произведений. В поисках своего пути в искусстве Б. неустанно экспериментировал: выступал с большими оркестрами, а капелла, в дуэте. В 1957 создал концертный ансамбль (при Азербайджанской гос. филармонии), который как бы объединял два направления — народного искусства и эстрадного. Б. помогали в этом азербайджанские композиторы К. Караев, Кулиев, С. Гаджибеков. Оркестр состоял из молодых исполнителей, к обычному составу инструментов джаз-оркестра присоединились народные азербайджанские инструменты тар, кеманча. В исполнении самого Б. звучали «Девушка серьезная» (муз. В. Людвиковского на ст. Регистана), «Вечерняя серенада» (муз. и ст. В. Паберза), вокально-хореографическая картинка «В горах Кавказа», знаменитая песня «Цыплята» (муз. Г. Гусейнли на ст. Т. Му-талибова в переводе Р. Родавильской), импровизационные вокализы в стиле народных азербайджанских мугам. Ансамбль много гастролировал, имел успех, но Б. понимал, что для выступления на небольших площадках этот коллектив громоздок, и вскоре он создает именно ту подвижную, мобильную форму концертного коллектива, о которой давно мечтал. Концертная бригада, названная «Театром песни», отвечала творческим устремлениям Б. Минимальные детали сценического оформления, освещение «волшебным фонарем», небольшие балетные вставки способствовали образному решению песни. На сцене было всего семь музыкантов, которые владели разными инструментами (рук. Р. Бабаев). Сам  Б. — постановщик, сценарист, создатель эскизов декораций, костюмов. «Театр песни» как бы продолжал традиции народных певцов Азербайджана и в то же время ориентировался на лучшие достижения современной эстрадной песни. Репертуар самого певца отличался широким жанровым спектром — от песен народов мира до классики советской песни («Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седого на ст. М. Матусовского, «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского на ст. К. Ваншенкина). И все-таки значительный вклад в искусство эстрады Б. внес непревзойденным исполнением азербайджанских народных и современных песен, вложив в них свое яркое, незаурядное дарование эстрадного певца.
Лит.: Кошкин  П. Рашид Бейбтов // Певцы советской эстрады. М.. 1985. Вып. 2. С. 21-31; АбасоваЭ. Рашид Бейбутов. Баку. 1965.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100