В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Бернес М. Н.

Бернес (Нейман) Марк Наумович (21.09.1911, Нежин, Украина- 16.08.1969, Москва) — артист эстрады, кино, театра, нар. арт. РСФСР (1965). В школьные годы в Харькове подрабатывал статистом в театре «Миссури». С 1928 в Москве. Устроился статистом сразу в несколько моек, театров, в том числе в Малый и Большой. В 1930-1933 в Моск. драм, театре (б. Корш) играл небольшие роли, впоследствии считал своим учителем артиста Н. Радина. Начал сниматься в кино: эпизодическая роль в «Шахтерах» (1937). Песня «Тучи над городом встали» П. Арманда, исполненная Б. от лица рабочего парня Кости Жигулева в фильме «Человек с ружьем» (1938), приобрела широкую известность. Последовали съемки в фильмах: «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1940; 1958- 2 сер.), «Два бойца» (1943) и др. Песни из этих фильмов: «Любимый город может спать спокойно», «Спят курганы темные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Темная ночь» (все на муз. Н. Богословского) в исполнении Б. зазвучали по радио, записывались на пластинки. Первый публичный концерт Б. состоялся в Свердловске (Екатеринбург) в Доме офицеров 30 дек. 1943; последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал выступать с конца 40-х гг., сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции. По радио в «Клубе веселых артистов» от лица своего персонажа, шофера Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Путь-дорожка фронтовая» Б. Мокроусова, «В жизни так случается» В. Соловьева-Седого и др. Продолжал сотрудничать с Богословским («Письмо в Москву», «Огонек»). Не оставляя кино (снялся в 50 фильмах, последний- в 1967), все больше внимания уделял эстраде, которая давала ему широкий простор для реализации собственных замыслов. Стал принимать активное участие в создании репертуара. Предъявлял высокие требования и к музыке и к стихам. Долго и придирчиво работал — из 50 песен в репертуаре Б. 40 создано по его заказу или с прямым участием, они становились его «авторскими» песнями. К концу 50-х гг. родились песни «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского, ст. Е. Евтушенко, «Я люблю тебя, жизнь» Колмановского, ст. К. Ван-шенкина, «Я спешу, извините меня» Я. Френкеля, ст. Ваншенкина, «Москвичи» А. Эшпая, ст. Е. Винокурова, «Если бы парни всей земли» Соловьева-Седого, ст. Е. Долматовского и др. На стадионе в Лужниках в спектакле Моск. мюзик-холла (1960) впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера, ст. М. Исаковского. Написанная 15 лет тому назад, в 1945, и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио, она стала одной из лучших песен Б. В многосерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром прозвучала «С чего начинается Родина» В. Баснера, ст. М. Матусовского. И, наконец, знаменитые «Журавли» Френкеля, ст. Р. Гамзатова (1969), последняя, созданная по заказу Б. и записанная им за полтора месяца до кончины. Б. не был вокалистом: «Я расскажу вам песню», — говорил он. Привлекал простотой, естественностью внешнего облика и поведения. Выходил в строгом пиджачном костюме, беседовал с публикой и незаметно переходил к исполнению песни. Оно отличалось задушевностью, артистизмом, безупречным художественным вкусом. Лирика и юмор оттенялись мужественностью, пафос смягчался сердечностью. Б. высоко ценили создатели авторской песни. «То, что он делал на сцене, приближается к идеалу, о котором я мечтаю, как об идеале исполнительском», — говорил В. Высоцкий (Четыре четверти пути. М., 1988. С. 122). Несмотря на всенародное признание, творческая жизнь Б. была нелегкой. Критика вырванных из контекста кинофильмов песен заставила в начале 50-х гг. прервать концертную работу, подготовить новый оригинальный репертуар. Но самобытная манера исполнения, глубоко личностная интонация, негромкая доверительность по-прежнему нарушали сложившиеся исполнительские каноны. Борьба с микрофонным пением — «шептунами у микрофона» — коснулась и Б. После нескольких статей в центральной прессе состоялась посвященная Б. коллегия Министерства культуры СССР, осудившая его концертную деятельность (Сов. культура. 1958. 18нояб.). Почти на 2 года Б. замолчал. Упреки в отсутствии голоса, «многозначительном шепоте» ему приходилось слышать и позже. В 60-е гг. снова начал концертировать, участвовал в телепередачах «Вечерние встречи», продолжал отстаивать эстрадную песню, как «особый жанр, который надо судить по его собственным критериям и законам» (Изв. 1966. 29 сент.). Гастролировал в Польше, Чехословакии, Югославии. В 1987 «Мелодия» выпустила диск «Избранные песни М. Бернеса».
Лит.: Хандрос  Е. Марк Бернес. М., 1955; Рыбак  Л. А. Марк Бернес. М., 1976; Марк Бернес / Сост. Н. И. Смирнова. М., 1980; Скороходов  Г. Звезды советской эстрады. М., 1986. С. 89-99.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100