В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Белинский А. А.

Белинский Александр Аркадьевич (род. 05.04.1928, Ленинград)- режиссер, литератор. Нар. арт. РФ (1999). Лауреат Гос. премии им. бр. Васильевых (1984). В 1944 поступил на театроведческий фак-т ГИТИС, в 1945 переехал в Ленинград, перешел на режиссерский фак-т ЛГИТМИиК, закончил в 1949 (курс Б. Зона). В студенческие годы писал и ставил клоунские антре, прологи, представления в Ленингр. цирке. Увлекался балетом, посещал репетиции и спектакли Театра оперы и балета им. Кирова. В 1949 вместе с режиссером В. Кожичем поставил в Ленингр. театре миниатюр под рук. А. Райкина спектакль «Любовь и коварство», эта работа стала для Б. «эстрадным университетом». В дальнейшем еще дважды сотрудничал с Рай-киным: спектакли «Белые ночи» (1956) и «Плюс-минус» (1970). Опубликовал большую статью «Репетирует Аркадий Райкин» (Неделя. 1974. № 36). Параллельно с работой в драм, театрах (1950-1952- Мурманский театр Северного флота, Вильнюс — Русский театр, с 1953 — Ленингр. театр им. Ленинского комсомола, где поставил 11 спектаклей, и другие театры Ленинграда) в 1950 создал при Ленингр. Доме актера «Театр капустника» с участием артистов драм. театров и эстрады. Существовал в течение 20 лет и стал заметным явлением не только художественной, но и общественной жизни («душевной терапией» называли его критики).

Б. привлек к работе лучших авторов, писал тексты сам, в том числе песенные (владеет стихотворной формой), придумывал номера, ломавшие привычные рамки жанра. На профессиональной эстраде поставил сотни номеров, десятки программ. Среди них программы Эстрадного оркестра под рук. А. Блехмана («По разным адресам», 1955, и др.), Б. Бенцианова, Т. Кравцовой, В. Тато-сова; в 1971 театрализованное представление, посвященное творчеству И. Дунаевского в концертном зале «Октябрьский»; в 1994 спектакль в С.-Петерб. театре миниатюр по произведениям С. Довлатова. Г. Горина, М. Мишина «Веселье на Руси есть питие». С 1961 работал на Ленингр. ТВ. дебютировал эстрадным спектаклем «Штучный товар» по миниатюрам польского автора Ежи Потемковского. На Центр. ТВ ставил отдельные выпуски «Голубого огонька», программу «Кабачок ..13 стульев»«, эстрадные обозрения, мюзиклы и др. За четверть века создал на Ленингр. и Центр. ТВ десятки спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики. Постоянно экспериментировал в поисках новых синтетических форм, в основе которых лежит музыкальная драматургия. Оригинально сочетал (взаимозаменял) музыку и поэзию (»Кюхля«, 1964); литературу и хореографию (»Жиголо и Жиголетта«, 1980, по С. Моэму, хореограф В. Васильев). Мировую известность принес Б. телебалет «Галатея» с Е. Максимовой в главной роли (хореограф Д. Брян-иев), в сценарии и постановке широко использовал пародийность, эксцентрику, яркую внешнюю характерность (главный приз телефестиваля «Злата Прага», 1989). Также поставил по своим сценариям телебалеты «Старое танго», 1979, «Анюта», 1982, «Дом у дороги», 1984, «Лунный вальс», 1986, «Чаплиниана», 1987. Редкостная работоспособность и разносторонняя одаренность Б. — музыкальность, острое чувство юмора, склонность к сатире, гротеску (ему близка гоголевская образность, поставил на ТВ две серии «Мертвых душ», «Записки сумасшедшего»), особое пластическое видение, знание законов хореографии — позволили удачно совмещать работу на эстраде, ТВ, в драматическом, кукольном (в 1988 режиссер Большого театра кукол), музыкальном театрах (оперетты «Перикола», «Марица» и др.). Среди десятков поставленных Б. спектаклей «Стакан воды» в театре им. Евг. Вахтангова, 1988, «Госпожа министерша» в театре им. В. Маяковского, 1995, «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу в театре им. В. Ф. Комиссаржевской, 1993, и многие др. Работает легко, увлеченно. Обладает даром находить таланты, раскрывать невостребованные потенциальные возможности актеров. «Оптимизм, всегда присущий ему, приобретает невероятную силу воздействия; вера в сотоварищей и в самого себя несет вперед, сметая организационные препоны, временные творческие спады, минуты скепсиса», — свидетельствует С. Юрский. С 1995 гл. реж. С.-Петерб. театра музыкальной комедии. Б. автор пьесы «Пятый десяток», посвященной А. Фрейндлих (поставлена в Театре им. Ленсовета), либретто балетов «Накануне» по И. Тургеневу, «Барышня и хулиган» по В. Маяковскому (поставлены в МАЛЕГОТе). Также книг: Старое танго. М., 1988; Театральные легенды. СПб., 1992; Записки старого сплетника. СПб.. 1994, 1996. Опубликовал статьи в журналах «Театр», «Сов. балет», «Театр, жизнь», газете «Сов. культура» и других изданиях. Ведет постоянные цикловые передачи на канале ТВ «Культура».
Лит.: Сахновский-Панкеев В. Ленинградская афиша// Театр. 1964. № 9: Ильинский  И., СвободинА., Юрский  С. Горячий театр, или Душевная терапия // СЭЦ. 1985. № 12: Белова  Е. Ракурсы танца. М., 1991. С. 47-118: Жук  В. Из-под полу кричать легче // Театр. 1993. № 9.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100