В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Блехман А.М.

Блехман Александр Михайлович
(26.07.1922, Петроград- 16.03.1961, Ленинград) — куплетист, рассказчик, пародист, музыкант, дирижер. На эстраду пришел из самодеятельности (1939). С первых дней Великой Отечественной войны на фронте, был тяжело ранен. Выйдя из госпиталя, начал играть в оркестре одного из К/т Оренбурга на барабане (там же играл на скрипке будущий композитор Я. Френкель). Вернулся в Ленинград, возглавил группу эстрадных артистов и гастролировал с ней по всей стране. Веселый, музыкальный, темпераментный, умел петь, танцевать, непринужденно общаться с публикой, вести конферанс. Б. был универсальным артистом, владеющим разными жанрами, играл на нескольких музыкальных инструментах. Уже тогда напоминал своего кумира- молодого Л. Утесова, у которого заочно учился. В репертуаре Б. музыкальные пародии на Утесова, К. Шульженко, А. Вертинского, Р. Бейбутова, Р. Зеленую, куплеты, музыкальные мозаики, танцевальные пантомимы. На II Всес. конкурсе артистов эстрады (1946) стал лауреатом. Его исполнительская манера приближалась к амплуа опереточного простака, так называемые «позитивные» номера, которые приходилось исполнять, как правило, ему не удавались. В 1948 Б. создал свой театр миниатюр — Ансамбль эстрадных артистов, где работали Р. Славский, молодые артисты Т. Кравцова, Б. Бенцианов, Л. Александрова и др. Программы «Будьте как дома» и другие состояли из отдельных миниатюр (Б. использовал сатирические маски, трансформацию), песенок, шуток, пластических и цирковых номеров (эквилибриста Славского, жонглера Ф. Савченко и др.). Не имея музыкального образования, Б. подолгу внимательно наблюдал оркестровые репетиции, настойчиво овладевал «ролью» дирижера. В 1953 появляется Ленингр. эстрадный оркестр Александра Блехмана (к сложившемуся коллективу он добавил 20 музыкантов — из оркестровой ямы они пересели на эстраду). Музыкальные руководители, композиторы и аранжировщики И. Жак и К. Мартьянов, с 1955 — 19-летний композитор О. Анисимов. В репертуаре театрализованные программы. Первая «Не проходите мимо» (1954), реж. Д. Мечик, состояла из 9 интермедий (Б. с партнерами Бенциановым, Кравцовой, Александровой, В. Сухаревым), фельетона Р. Ворончук и В. Галъковского «Не проходите мимо», куплетов «Сердце» Л. Арта и 3.1орина, пародии в исполнении Б. Оркестр исполнил пьесы «Праздничный марш» Жака и Мартьянова и «Не все сразу» М. Валоваца. Б. стремился к органичному сочетанию музыкальных и разговорных номеров. Программы выходили почти ежегодно: «По разным адресам» — 1955, «Чем вас удивить?» — 1957, «Музыкальные истории» — 1959, «Такты, факты и фантазия» — 1960 — последняя программа Б. (тексты песен, музыкальных фельетонов, интермедий писали В. Поляков, Б. Ра-цер, А. Мерлин, К. Гузинин, Э. Радов, О. Левицкий и др. Режиссерами были А. Белинский, 3, Рикоми, И. Теслер). В оркестре собрались лучшие исполнительские силы Ленинграда. Музыканты становились партнерами Б. (в остроумном номере «В день получки» они попеременно «убегали за зарплатой», оставляя свои музыкальные инструменты, и Б., заменяя их, играл на всех инструментах — на трубе, саксофоне, ударных, фортепиано, аккордеоне, кларнете и сопровождал это юмористическими замечаниями). В программы входили небольшие музыкальные обозрения («По дорогам семилетки», «Беседа друзей», «На крыльях песни»), оригинальные песенно-танцевальные монтажи («Снова улица… а Блехман дома», 1960), «Танцы уличных танцовщиков» в постановке К. Голейзов-ского, танцевальные номера Н. Раудсепп и Э. Саттарова и др. Б. задумал ретроспективные программы «Советская эстрада за 40 лет» и «Петербург, Петроград, Ленинград». Ранний уход из жизни помешал их осуществлению. После него оркестр недолго возглавлял будущий известный конферансье О. Милявский. Б. оставил яркий след на эстраде как оригинальный синтетический артист и как создатель самобытного коллектива, в котором сформировались многие известные артисты.
Ленингр. эстрадный оркестр под рук. Б. много гастролировал в Москве и по всей стране. «Куплеты с трубой» С. Фогельсона на муз. Н. Минха в исполнении Б. записаны на грампластинку.
Лит.: Мечик  Д. Индивидуальность на эстраде // Мастера эстрады. М.; Л., 1964. С. 159-167; Костин  Б. Эстафета памяти // СЭЦ. 1986. № 1. С. 22; Териков  Г. Куплет на эстраде. М., 1987.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100