В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Брегвадзе Н.Г.

Брегвадзе Нани Георгиевна (род. 21.07.1938, Тбилиси)- певица, нар. арт. СССР (1983), Лауреат Гос. премии. Выросла в музыкальной семье: мать играла на рояле и пела, отец, инженер, окончивший театральную школу, тоже пел, тетя Кэто Микеладзе — солистка Грузинского народного хора и Нани — это был домашний квартет, исполнявший народные грузинские песни, русские и цыганские романсы. Мечтала стать драматической актрисой. Однажды даже снялась в к/ф Т. Абуладзе «Ожерелье для моей любимой», но на этом опыт драматической артистки закончился. Она только озвучивала (пела за кадром) многих актрис (Со-фико Чиаурели и др.). Стала пианисткой: Б. окончила Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано (1961). Еше в студенческие годы друзья уговорили ее принять участие в качестве певицы в самодеятельном оркестре Грузинского политехнического ин-та. Первое выступление Б. в этом качестве на большой эстраде состоялось в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов (1957), лауреатом которого она стала, исполнив песню Г Бзванели на ст. И. Гришашвили «Потушила я свечу». Уже тогда завораживающе звучал ее низкий, выразительный, чуть глуховатый голос, очевидной была тонкая музыкальность. С 1959 она стала солисткой Ioc. эстрадного оркестра Грузии «Рэро» под упр. К. Певзнера. В начале 60-х была приглашена в Моск. мюзик-холл, с которым гастролировала во Франции, Канаде, др. странах. После триумфальных гастролей (2 месяца) была приглашена в вокально-инструментальный ансамбль «Орэра» (1964). в котором проработала 15 лет, объездив с ним более 80 стран. В «Орэра» определилось творческое своеобразие певицы, сформировался сценический образ. Ее женственность подчеркивалась мужским составом ансамбля, где семеро молодых людей (в том числе В. Кикабидзе) — прекрасных музыкантов, певцов, танцоров, сыграв и спев несколько народных песен-сценок, приглашали королеву, и Нани пела с ними грузинские песни, потом садилась к роялю и, аккомпанируя себе, исполняла романсы «Калитка» или «Отрада». Певица строит репертуар на лирике, но спектр ее самый широкий, от философской песни-монолога «Искусство» (Г. Цабад-зе), песен на стихи Галактиона Табидзе о любви к родной Грузии до искрометной «Хевсурской баллады» (В. Азарашвили — М. Поцхишвили) или кокетливой «Песня — моя радость» тех же авторов. В творчестве Б. тесно переплетены разные слои музыкальной культуры — грузинской песенной, русского бытового и цыганского романса. Романс в ее творчестве занимает особое место. Певица впитала его с детства. Воспитанная на серьезном отношении к музыке, она проникает в самые глубины эмоционального строя произведения, бережно доверяется сло-
ву и, только прочувствовав, ощутив, пропустив через себя романс, песню, выносит их на суд зрителя. Вот почему так глубоко трогают ее «Калитка», «Ах, эта красная рябина» (Д. Заславского, ст. А. Софронова), «Снегопад» (А. Экимя-на, ст. А. Рустайкиса), «Караван» (Б. Прозоровского). В запетых старых романсах раскрываются женские судьбы с их извечными горестями, тревогами, радостями. «В романсе, таком, казалось бы, несложном музыкальном произведении, заложены внутренние пружины, которые поднимают человека над сухой действительностью…» — считает певица (Правда. 1983. 14 апр.). Недаром  Т. Церетели, классическая исполнительница романсов, услышав в концерте в 1963 начинающую Б., сразу угадала в ней преемницу и передала ей эстафету, подарив ноты романса «Вернись», с надписью «Нани Брегвад-зе- царице эстрады». В 1980 в Москве в Театре эстрады Б. впервые дала сольный концерт, к которому долго и ответственно готовилась. Этот концерт положил начало дуэту певицы и пианистки, нар. арт. Грузинской ССР Медеи 1Ънглиашвили (еще в студенческие времена обе иногда встречались в сборных концертах). Отныне певица выступает на эстраде только в этом дуэте. Его по праву можно считать театром Б. — Гонглиашвили; свободно вторя певице, а иногда вдохновенно импровизируя проигрыши, пианистка становится соавтором, вдвоем они создают «звуковую живопись».
В этом дуэте поменялся и имидж певицы — ее облик стал строже, «классичнее». Певица, стоя у рояля, почти не меняет позу, резкие жесты получают свой, особый смысл. Все сконцентрировано на романсе, песне, рождающем в зале сердечность, теплоту. Элегантность, большой художественный вкус, чуткость и тонкость выявления подтекстов второго плана произведения, слитность слова и музыки отличают все выступления этого дуэта. В Грузии говорят: «Есть хорошие певицы. Есть очень хорошие певицы. И есть Нани Брегвадзе». В этих словах полное признание мировой славы певицы.
Лит.: Скороходов  Г. Звезды советской эстрады. М.,1986. С. 114-117; Серебренникова  Б. …И есть Нани Брегвадзе // СЭЦ. 1976. № 3. С. 7-8; Гуляева  Г. Нани Брегвадзе // Певцы советской эстрады. М., 1985. Вып. 2. С. 44-45.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100