В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Бродячая собака

«Бродячая собака» — литературное кабаре. Открылось в Петербурге 31 дек. 1911.
В членах-учредителях «Б. С.» состояли писатель A. Н. Толстой, художники Н. Сапунов, С. Судейкин, М. Добужинский, архитектор И. Фомин, режиссеры Н. Евреинов и Н. Петров, актеры B. Подгорный и Б. Пронин — последний был владельцем «Б. С», организатором и конферансье всех вечеров. «Б. С.» — единственное кабаре, не преследовавшее коммерческих целей, своего рода закрытый ночной клуб людей искусства. Здесь проводили время поэты, принадлежавшие к многочисленным направлениям: футуристам — B. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц, Д. Бурлюк и Н. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский; акмеистам — А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Кузмин, символистам — Ф. Сологуб, К. Бальмонт; представители различных
живописных течений -Н. Кульбин, Г. Якулов, А. Бенуа и многие ученые-филологи — В. Шкловский, А. Смирнов, Б. Жирмунский. В отличие от других кабаре в «Б. С.»
театральных спектаклей или дивертисментов не ставили, за исключением «Вертепа
кукольного» Кузмина (постановщик К. Миклашевский, художник Судейкин) и балетного «Вечера Тамары Карсавиной» (постановщик Б. Романов, художник Судейкин). Здесь иногдаисполнялись пародии, сценки, номера, поставленные в театрах миниатюр
Петербурга («Вечер памяти Козьмы Пруткова» Н. Смирнова и C. Щербакова — из «Кривого зеркала» и «Козлоногие» И. Саца, поставлены Романовым с О. Глебовой-Судейкиной в роли Козочки — из Литейного). Само помещение «Б. С.» с прихотливой росписью стен и потолка (художники Кульбин и Судейкин), продуманным до мелочей интерьером представляло собой особым образом организованное театральное про странство. Ночной мир «Б. С.» находил идейную опору в евреиновской теории «театрали зации жизни». Особая атмосфера «Б. С.» складывалась из бесконечных литературных игр, поэтических соревнований и серьезных вечеров поэзии, где звучали в исполнении актрис Александрийского театра стихи А. Блока, Бальмонта, Вяч. Иванова и многих др.; из спонтанно возникающих музыкальных импровизаций, вечеров серьезной музыки, в которых выступал С. Прокофьев и др.; из научных докладов и диспутов на литературные, живописные, философские темы. В «Б. С.» устраивались чествования знаменитых поэтов, актеров, музыкантов, возникали целые театрализованные действа с чтением стихотворных приветствий, исполнением музыкальных театральных экспромтов. Подвал принимал у себя французского поэта Поля Фора, главу итальянских футуристов Т. Маринетти, актера кино Макса Линдера, Московский Художественный театр. «Б. С.» оказалась питательной средой для значительного художественного пласта «серебряного века» в России. Многие картины Судейкина, Сапунова, А. Яковлева, Б. Григорьева, проза Кузмина, А. Толстого, Г. Чулкова, стихи Мандельштама, Маяковского, Хлебникова, Ахматовой — и прежде всего ее «Поэма без героя» — выросли на этой органической почве. Закрылась «Б. С.» в 1915.
Лит.: Лившиц  Б. Полутораглазый стрелец. Л., 1933; Тименчик  Р. Д., Парнис  А. Е. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1985; Тихвинская  Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России. М., 1995.
Л. И. Тихвинская


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100