В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Балансирование

(от франц. balance - равновесие, весы), искусство удерживать в равновесии на себе разнообразные предметы. Артистов, демонстрирующих Б. в цирке, называют балансёрами. Чем меньше амплитуда движений балансёра, тем выше уровень его мастерства. Б. известно многим народам с древнейших времён. В Лувре хранится др.-греч. ваза, на к-рой запечатлено выступление балансёра, удерживающего в равновесии большую амфору, поставленную дном на носок ноги. Пергамский алтарь украшает терракотовая скульптура негра (200 до н. э.), балансирующего тремя мячами на голове, на руке и на колене. Историк Н. Грегори поведал об античном балансёре, к-рый, «поставив на голову палку длиною в локоть, а на верхний конец её - полный сосуд, ходил так, что сосуд долго оставался неподвижным». В ср. века репертуар европ. балансёров заметно расширяется и усложняется. В их выступлениях появляются трюки двойного балансирования и трюки, в к-рых Б. соединяется с акробатикой. На иллюстрации в книге «Ланселот Озёрный» изображён артист, балансирующий длинным шестом, стоящим у него на пятке, и чашей на подбородке. Средневек. артисты демонстрировали Б. с тележным колесом, к-рое они перекатывали по вытянутым в стороны рукам, по плечам и через голову. В своей картине «Падение мага Гермогена» П. Брейгель Старший изобразил выступление артиста, к-рый, запрокинувшись назад в акробатич. богене, балансировал мечом, поставленным остриём на шею. С иск-вом Б. были знакомы и рус. скоморохи. Об этом свидетельствуют остатки скоморошьих забав, сохранившиеся в нар. играх. В игре «Калечина-Малечина» играющие соревновались в Б. деревянной палкой на руке, перемещая её с одного пальца на другой, на подъёме ноги, стоя на месте, сидя на земле и в движении. Развитие иск-ва Б. связано с появлением новых предметов реквизита. В 17-18 вв. у европ. балансёров самым распространённым реквизитом становятся шпаги, курительные трубки и предметы стеклянной посуды. В группе итал. артистов, гастролировавшей в 1773 в Санкт-Петербурге, выступала девица Розалия, к-рая балансировала на лбу высокой пирамидой, составленной из 32 рюмок, и проходила с ней сквозь обручи. Мощным стимулом в развитии Б. было появление в Европе во 2-й пол. 18 в. стационарных цирков, поскольку под куполом цирка значительно легче балансировать, чем под открытым небом. С этого времени Б. становится неотъемлемой частью репертуара цирковых жонглёров. Уникальные трюки Б. бильярдными киями и шарами демонстрировали на рубеже 19-20 вв. жонглёры П. Чинкевалли, Ч. Гера и М. Стей-нер-Кара.

В 1-й пол. 20 в. появляются номера, основанные на трюках одновременного Б. несколькими предметами. Нем. артистка Дж. Егер, сидя на стуле, держала на лбу высокий шест с зажжённой керосиновой лампой на его верхнем конце, на подъёмах ног балансировала ещё двумя шестами с керосиновыми лампами и музицировала на мандолине. В др. трюках артистка Б. шестами соединяла с жонглированием. В отеч. цирке иск-во одновременного Б. неск. предметами успешно демонстрировали Ю. Гусев и Д. Феррони. Очень распространёнными стали номера балансёров со стеклянными предметами. Они выстраивают высокие башни из фужеров и стеклянных подносов, балансируют ими на руке, на голове, совершая при этом разнообразные эволюции. Швейц. артист-новатор У. Ланка (Д. Кронер) Б. фужерами органично соединил с виртуозной игрой на муз. инструментах. Зажав зубами скрипичный смычок, артист балансирует на его деревянной трости пирамидой из 10 фужеров. В руках он держит скрипку, на к-рой исполняет популярную мелодию, прикасаясь снизу струнами к волосу смычка. В др. трюке Ланка балансирует на голове сложным сооружением из трёх клюшек и двух мячей для игры в гольф. В совр. иск-ве Б. артисты-новаторы изобретают новые технич. приёмы, трюки и реквизит. Нем. артист Марко создал оригинальный номер на раскачивающейся лестнице. Зажав зубами кинжал и поставив на его остриё шпагу, на эфесе к-рой лежало стекло с фужерами, он поднимался по лестнице и исполнял наверху ножной «флажок», продолжая балансировать на кончике кинжала шпагой. Эта оригинальная идея получила развитие в творчестве мн. мастеров Б. Его трюк с кинжалом, шпагой и фужерами сегодня артисты исполняют на слабонатянутой проволоке, на штейн-трапе, трапеции, шаре и т.д.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Нужен отзыв о двери Из экошпона: двери троя. Деревянные двери.