В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Балет и танец

БАЛЕТ И ТАНЕЦ в цирке. Находят применение в виде самостоятельных балетов-пантомим, балетных феерий, сюит; в форме танцевальных интермедий, заставок, дивертисментов в цирковых спектаклях и программах; как элементы отд. цирковых номеров. Связь цирка с балетом наметилась в нач. 19 в., когда в европ. цирках значит, место в постановках отводилось вставным танцевальным номерам и дивертисментам. Одновременно балет начал проникать и в отд. цирковые жанры. В России в конце 19 в. крупнейшие рус. цирки (Никитиных, А. Саламонского, А. Чинизелли, П. Крутикова, Труцци) имели балетные группы и своих балетмейстеров. Дети и ученики артистов обязательно обучались иск-ву хореографии. Танец присутствовал почти во всех пантомимах («Тарас Бульба» - военные пляски, мазурка; «Жизнь мексиканских фермеров» - танец колдунов; «Бой быков» - исп. танцы; «Камо грядеши» - фехтовальный танец, танец рим. гладиаторов). Ставились также целые балеты и балеты-пантомимы. Балетм. Ф. Нижинский (1868-1912) пост, в цирке П. Крутикова «Белый балет», «Балет с шарфами», «Джиоконду», «Бахчисарайский фонтан», балет-пантомиму «На морском берегу». В цирке Никитиных в разные годы работали одновременно балетм. Ю. Опоз-нанский, Д. Мартини, Нижинский, в сезон 1898-99 они показали 20 балетов и пантомим. Опознанский пост. «Электрический балет». В этой постановке применялся специальный ковёр с металлич. пластинами, такие же пластины были на обуви артистов, от их соприкосновения электрич. цепь замыкалась и на костюмах танцующих ритмически загорались разноцветные лампочки. Постановки В. Рейзингера в петерб. цирке С. Чинизелли отличались помпезностью: в балете-пантомиме «Победа Давида над Голиафом» (1905-06) принимали участие сто костюмированных детей; для балета «Карнавал на льду» была выписана из-за границы труппа ро-ликобежцев, катанию на роликах обучался весь кордебалет. В цирке М. Труцци работал балетм. П. Прозерпи (балет «Бахус», балеты-пантомимы «Дуэль после бала», «Пан Твардовский»). В сов. цирке балету особенно большое место отводилось в период т. н. театрализации (1919-1921), когда в цирк широко привлекались театральные режиссёры и балетмейстеры.

Руководителем 1-го Моск. гос. цирка стал хореограф А. Горский, осуществивший здесь постановки героико-сатирич. представления «Карусель» и карнавально-феерич. пантомим «Шахматы» и «Любовь с превращениями». Во 2-м Моск. гос. цирке (б. Никитиных) К. Голейзовский пост, силами артистов своей студии балет «Пьеро и Коломбина». Однако большая часть этих работ была чужеродна специфике цирка. Только в постановке В. Труцци балет органично входил в цирковой спектакль (в 20-30-х гг.- «Ковбой из Техаса», «Тысяча и одна ночь», «Чёрный пират» и др.). Балетмейстеры Голейзовский и Э. Мей поставили танцевальные интермедии в пантомиме «Махновщина» (1929). Во 2-й пол. 30-х гг. в Московском, Ленинградском, Киевском цирках работали постоянные балетные ансамбли. В последующие годы наиболее активно работали балетмейстеры Э. Виноградова, Л. Грикурова, П. Гродницкий, С. Заборский, А. Зайцев, И. Курилов, В. Леонов, Т. Сац, Г. Шаховская, Л. Чумаченко, Н. Маковская, Р. Рибаковас, Т. Коханова. В ряде цирковых постановок («Карнавал на Кубе», «Лечение смехом», «Конный цирк», «И арсенал и щит России», «Гусарская история», «Спартак», «Руслан и Людмила» и др.) балет занимает видное место. В 1959 создан балетно-цирковой спектакль на льду «Зимняя фантазия», в 1963 — конно-балетная сюита «Бахчисарайская легенда», возродившая жанр конно-балетных пантомим. Хореография присутствует в цирке и как элемент оформления номера. Раньше всего балет вошёл в конный цирк. Танец стали включать в свои номера дрессировщики лошадей (В. Труцци, Б. Манжелли, А. Корнилов, Л. Котова и Ю. Ермолаев и др.). Цирк перерабатывает танец, подавая его в сочетании с цирковыми трюками: танец на руках, танец на скачущей лошади и др. Возникают спец. амплуа: танцовщик на лошади, танцовщик на канате, танцовщик на проволоке. Танцовщики на лошади исполняют сольные или групповые танцы (па-де-де, па-де-труа) на бегущих рядом лошадях. Среди балерин и танцовщиц на лошади были известны: Луиза, Аделаида и Бенуа Турниер, исполнявшие «Русскую пляску» на двух лошадях, «Шотландский танец», «Пасторальный танец» (цирк Турниера, Петербург, 1827); П. Аннато, Эллен Кремцова, Камила Леру, А. Натарова (Петербург, сер. 19 в.); Р. Дюкос, прославившаяся исполнением краковяка на лошади (цирк Гинне, Петербург и Москва, 1867); В. Чинизел-ли, М. Малышева, В. Гамсахурдия (кон. 19 -нач. 20 вв.). В совр. цирке танец на лошади как разновидность конного жанра встречается редко; среди лучших исполнительниц - Г. Леонтенко, Л. Лукьянова, А. Зотова. О танцах на канатах и проволоке см. статьи Канат, Проволока. С нач. 20 в. хореография проникает и в другие цирковые жанры; появились номера «Танц-акробаты», «Танц-жонглёры» и др.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100