В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Вокальные и танцевальные жанры

Дивертисмент - (франц. букв. - развлечение) - 1. Вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях 17-19 вв.). Программа из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки и др.), показывавшаяся с 17 в. в драматическом театре по окончании основной пьесы.

(выдержки из книги Е.Кузнецова "Из прошлого русской эстрады")

У истоков русской профессиональной эстрады и процесса создания эстрадного репертуара значительную роль сыграли дивертисменты. Дивертисменты возникли в оперно-балетном театре в конце 18 в. Они давались в дополнение к спектаклю и состояли из отдельных вокальных и хореографических номеров, исполнявшихся ведущими актерами труппы. В дальнейшем и драматические театры после представления пьесы также стали давать дивертисменты. "Малые дивертисменты" состояли из трех-четырех номеров вокального или танцевального жанра. Их репертуар значительно расширился за счет участия артистов драматической сцены. С середины двадцатых годов прошлого столетия в дивертисментах стали исполняться куплеты и комические сценки, стихотворения, басни, короткие рассказы.

Само понятие "номера" возникло и сложилось в практике дивертисментов оперно-балетной сцены. В любой оперной или балетной партитуре знак "номер" фигурирует в целях выделения самостоятельной музыкальной пьесы и для удобства пользования партитурой. Под "номером" подразумевается как самостоятельное произведение, так и исполнение подобного рода произведений на эстраде, отдельное выступление артиста.

Репертуар дивертисментов складывался из выступлений вокалистов оперной труппы, которые повторяли те номера из опер, которые пользовались особенным успехом, народные песни современных поэтов. "Русская песня", как новая жанровая разновидность поэзии укрепилась в программе дивертисментов. Одной из первых исполнительниц такого репертуара явилась Елизавета Семеновна Сандунова. С выступлениями в дивертисментах связана деятельность многих оперных артистов - тенор Бантышев, Лазарев, Булахов, Рупин и др.

К участию в дивертисментах допускались также народные певцы. Особенно большой успех выпал на долю братьев Мальчугиных, исполнявших романсы Варламова и главным образом народные песни.

Особое место в дивертисментах заняли цыганские хоры, и лучший из них - хор московских цыган под управлением Ильи Соколова.

Хореографическая часть дивертисментного репертуара складывалась из наиболее популярных номеров текущего балетного репертуара, характерных танцев в исполнении артистов балетной труппы, а особенно из русских народных плясок. Известно, что уже в раннюю пору возникновения крепостной сцены на ее подмостки проникла народная пляска в исполнении крепостных крестьян. Известны случаи, когда столичные театры покупали в собственность целые труппы крепостных танцоров. Так, в 1824 году московский Большой театр приобрел у рязанского помещика Ржевского его балетную труппу из 18-ти девушек, крепостных, а балетмейстер А.П. Глушковский составил из них дивертисмент.

Еще в конце 18 века в крепостных и столичных театрах стали ставить инсценировки святочных и масленичных народных обрядов, основными действующими лицами которых являлись крепостные - "Семик, или Гулянье в Марьиной роще", "Гулянье на масленице", "Сельский праздник". Эти постановки представляли собой сценическое воспроизведение народных обрядов, сделанных в форме вокально-танцевальных сюит из русских народных песен и плясок.

Помимо оперных певцов в дивертисментах участвовали исполнители народных песен - Н.Г. Цыганов, которым в содружестве с Алябьевым, Гурилевым и Варламовым были созданы и исполнены, получившие большую популярность песни - "Ахти, беда-неволюшка", "По полю, по полю чистому" и др.

Что касается хоровых песен - обязательной составной части любого русского дивертисмента - то они исполнялись как оперным хором, так и хорами солдат-песельников.

Таким образом, многочисленные и разнообразнейшие вокальные и танцевальные номера "русских дивертисментов" содействовали пополнению и обогащению эстрадного репертуара.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

утилизация стиральной машины