В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Вениаминов А. Д.

Вениаминов Александр Давидович
17.06.1904, Грозный- 22.03.1991, Нью-Йорк, США) — артист театра, эстрады. Нар. арт. РСФСР (1967). Окончил Драматические курсы батумского Центрального рабочего клуба (1922), где одним из педагогов работала М. Л. Роксано-ва. Учился в ГИТИС (1923-1926). Еще в 1920, в Кисловодске, был приглашен в «Бродячий народный театр» («Бронарте»), руководимый Г. Рошалем (будущим кинорежиссером). В годы учения в ГИТИС работал в «Синей блузе», где исполнял номера преимущественно сатирического характера, буффонады, пародии (Хозе в пародийной опере Я. Галицкого «Кармен» и др.). По приглашению режиссера Д. Гутмана работал в Ленингр. театре сатиры (1927-1930), здесь окончательно формируется эксцентрический талант артиста. Играл во многих обозрениях театра: «А не хулиган ли вы, гражданин?», «Насчет любви», «Где зарыта собака», «Городские сумасшедшие». Следом за Л. Утесовым  Б. сыграл главную роль в спектакле-обозрении «Фабрика канители» А. Жуленго (псевдоним будущего драматурга и актера Л. Любашевского-Дэля). В спектакле «Республика на колесах» (пьеса Я. Мамонтова) Б. насытил роль адъютанта Саньки целым каскадом трюков. В начале 30-х гг. Б. в труппе Экспериментальной мастерской при Ленингр. мюзик-холле (рук. Н. Акимов). «В мюзик-холле приходит он к самому законченному своему творению в жанре эксцентриады — играет пом. режиссера Полидора в представлении „Небесные ласточки“ (1933)… В роли Полидора  Б. прибегает к приемам откровенной клоунады», — пишет К. Куликова (Куликова К. .Александр Вениаминов. 1960. С. 51-53). В тех же приемах сыграна им роль Скамейкина в обозрении И. Ильфа и Е. Петрова «Под куполом цирка» (1936).
Новые лирико-комедийные грани таланта Б. раскрылись в моноскетче «Выходной день Аюева» (авт. Н. Сурин и А. Уман) — номер жил на эстраде многие годы. Вначале артист пользовался реквизитом и бутафорией, позднее ограничивался одним лишь стулом, в два раза сократился хронометраж номера. С присущей ему редкой заразительностью Б. играл человека, предвкушающего предстоящий отдых, но, подчиняясь обстоятельствам, вынужденного заниматься различными делами. Богатая мимика, исключительная подвижность, выразительные, «мелькающие» руки помогали передать резкую смену настроений персонажа. В 1936-1937 Б. выступал главным образом на эстраде (номер «Ангел мира» и др.). С 1937 он- артист Ленингр. театра комедии, где показал себя мастером углубленных комедийных, лирико-комедийных и драматических характеров. (Одна из лучших ролей — Мальволио в Акимовской постановке «Двенадцатой ночи» Шекспира. 1938. Имеется фарфоровая статуэтка скульптора Е. Данько, изображающая Б. в этой роли.)
В начале Великой Отечественной войны Б. организовал и возглавил фронтовой театр миниатюр, где переиграл множество небольших сатирических ролей. Одним из первых в стране выступил с чтением отрывков из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». После войны снова вернулся в Театр комедии. С конца 70-х гг. жил в США. Там вышла его книга «Артист без грима» (1995), издана в С.-Петербурге в 1996.
Соч.: Отрывки из фронтовой тетради // Без антракта. Л., 1970. С. 354-366.
Лит.: Янковский  М. О. Александр Вениаминов. 1939; Его же. А. Вениаминов // Искусство и жизнь. 1940. № 4. С. 44-46; Куликова  К. Александр Вениаминов. Л.; М., 1960.
Ю. Л. Алянский


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

сервис мониторинга цен