В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Варьете

Варьете (фр. variete — букв, разное, разнообразие, смесь). 1) Тип концертной программы, составленной из разножанровых номеров, ориентированной на развлечение. Нередко сопровождается застольем. 2) Театр-«В.» — один из первых в Париже, в 1720 имел, однако, лишь косвенное отношение к сложившемуся позднее жанру, небольшие комедии, музыкальные фарсы ставились силами постоянной труппы, в составе которой были драматические актеры, певцы. В новом качестве театры-«В.» получили распространение в странах Восточной Европы, особенно в Германии — один из наиболее известных «Wintergarten» (1886-1944, разрушенный в годы войны, он вновь возро-
дился в 1992), где шли регулярно менявшиеся программы с преобладанием номеров оригинальных жанров.
Сходные по своей структуре программы типа В. уже в первой трети XIX в. шли в зрелищных предприятиях, носивших различные наименования. В Англии — Music-hall, во Франции — Cafe chantant, Cafe concert, в США — Vaudeville, Burlesque. (Обстановка застолья к середине 20-х гг. XX в., стирает грани между В. и кабаре.) Несмотря на коммерческий и часто подражательный характер многих предприятий, национальная почва, склад народного характера, особенности юмора придавали им национальное своеобразие.
«В.» в России появились в 60-е гг. XIX в. и по французскому образцу носили название кафешантаны (или попросту шантаны). Их быстрому размножению способствовал рост городского населения, сопровождавшийся постепенным размыванием сословных границ. На новом «индустриальном» уровне шантаны продолжают полудомашние развлечения русских трактиров, где выступали цыганские и другие хоры («хор инструментальной музыки», «военной музыки» и т.д.), звучали «орган», шарманка. Уже к началу 70-х гг. современники говорят о Петербурге как о «городе шантанов и танцклассов». В столице известностью пользуются «театр-концерт» «Аль-казар», «Аполло», шантаны в садах «Аквариум», «Ливадия» и др. Хозяевами шантанов становились расторопные половые и буфетчики, обычно выходцы из Ярославской губ., полуграмотные, но умеющие хорошо считать. Среди них были люди колоритные, по-своему талантливые, постепенно начинавшие ориентироваться в густонаселенном артистическом мире шантанов: хозяин петерб. «Алька-зара», Измайловского сада и театров «Буфф» П. Тумпаков, владельцы «Яра» А. Судаков, «Эрмитажа» — Я. Щукин и др. Российские кафешантаны имели свою особенность. Один из содержателей, И. Излер, известный увеселитель петербуржцев, в договорах с хористками первый указал, что они обязаны находиться в саду или концертном зале до его закрытия (то есть до четырех часов утра), развлекая оставшихся после представления посетителей. Этому правилу стали следовать и другие антрепренеры. Для многих успех определялся прежде всего успехом буфета, так, хозяин одного из первых моек, шантанов «Салон де В.» на Б. Дмитровке (ему посвящен язвительный фельетон Антоши  Ч. — А. Чехова, 1881) Е. Кузнецов сам стоял за стойкой, разливая напитки.
Не выдержав конкуренции с театром Омона, «Салон де В.» к 1891 закрылся. Знаменитый Шарль Омон (по сохранившимся сведениям, некий алжирец Соломон) открыл в 1891 Театр Омона с рестораном в Камергерском пер. Позднее откупил сад и театр «Аквариум», работал также на Всерос. торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде; в 1901 выстроил театр «Буфф» на Садово-Триумфальной пл. Вначале ориентировался на зарубежные номера, на французских «этуалей», исполнительниц шансонеток, но скоро понял, что наряду с ними публике нужны отечественные артисты — хоры, ансамбли, солисты. Уже в 1897 у Омона в «Аквариуме» выступали цыганский хор, русско-малороссийская капелла, русский хор Разумовской, «королева шансонеток» г-жа Чарова. В театре «Буфф» шли оперетты, фарсы, обозрения и в заключение В.-программа. Очень скоро договор с театром Омона стал своего рода «визитной карточкой» артиста любого жанра, работающего на эстраде. У Омона наряду с непременными шансонетками, которые составляли как бы «фундамент» русского шантана, выступали гармонист и частушечник 77. Невский, «веселые оборванцы» Н. Монахов и П. Жуков, куплетисты А. Сер-полетти, С. Сарматов, танцовщица Н. Трухано-ва, танцевальный квартет С. Караваева и другие. Иностранные гастролеры представляли преимущественно номера цирковых и оригинальных жанров. Железная дисциплина, система штрафов за малейшее опоздание и др. проступки и, что немаловажно, умение привлекать одаренных людей («правой рукой» Омона стал реж. Н. Ф. Бутлер) способствовали процветанию его антреприз. И тем не менее в начале 1907 напуганный русской революцией, забрав все деньги и бросив дела, Омон бежал из Москвы.
К концу первого десятилетия XX в. характер русского шантана начинает меняться, постепенно приближаясь к «европеизированному» В. Соответственно менялось и название, термин «шантан» уходил в прошлое. Согласно приказу Министерства внутренних дел (1907) градоначальники, полицейские чины обязаны следить за тем, чтобы хозяева шантанов не заставляли артисток ужинать с посетителями, принимать приглашения в «кабинеты» и т. п. (Впрочем, министерские циркуляры работали слабо.)
Наряду с В.-«долгожителями», как петерб. и моек. «Аквариумы», «Яръ» и др., в 1912 в Москве открывается модное В. «Максим» (на Б. Дмитровке) с четырьмя залами. После окончания концертной программы в два часа ночи в зале Людовика XV начиналось «царство танцев и
пения» (директор Ф. Томас, реж. все тот же Бутлер). В отличие от «Максима», открывшийся на два года раньше (1910) на Садовой-Триумфальной театр-В. «Альказар» (директор А. Глады-шев) ориентировался преимущественно на отечественных артистов: работали танцевальный квартет Борри, дуэт танцоров братья Орлики, куплетист С. Сокольский, «дуэтисты» М. и
A. Савояровы, артисты «оригинальных жанров»и др. Рядом с «Альказаром» в опереточном театре «Зон» В. работало по окончании спектакля с половины двенадцатого ночи до четырех утра. (По свидетельству прессы, публики всегда много.) В таком же режиме действует с 1909 петерб. В. в нижнем зале Палас-театра (на Михайловской пл.), где большая программа, преимущественно из зарубежных номеров, рассчитанная на фешенебельную столичную публику, меняется, по примеру берлинских В., каждые две недели. В Новой Деревне «представителей веселящегося и позолоченного Петербурга» собирает «Вилла Родэ» (1908-1918, антрепренер Адольф Родэ), где также превалируют иностранные номера. Среди исполнительниц песенок — «шансонеток», блиставших не только «витриной Фаберже на груди», но и талантом, женским обаянием, мастерством, выделяется выступавшая в «Яре» Мария Александровна Ленская. Колоритную фигуру мира В. являла собой хозяйка русского хора в «Яре», знакомая всему купечеству Анна Захаровна Иванова — «коротенькая, толстая, в лиловом платье, сверкая бриллиантами», она была полновластной хозяйкой своих хористок. По свидетельству
B. Гиляровского, они все, за исключением нескольких ведущих, по контракту были в полном ее распоряжении (Москва и москвичи. М., 1981. С. 81). Умела «потрафить» гуляющим купцам и пользовалась их особым расположением. Хор обычно выступал на обедах в различных клубах, чаще всего в Купеческом на Б. Дмитровке, после чего ехал на работ)’ к «Яру». Вслед за хористками мчались их поклонники, «похищение сабинянок», как пишет Гиляровский, происходило по предварительной договоренности с хозяйкой, но уже после окончания программы в «Яре».
Скрытая, а иногда и неприкрытая проституция (даже при некоторых первоклассных В., как «Вилла Родэ», существовали «номера») не способствовала авторитету артистов. О неравноправии деятелей В. шли постоянные споры, особенно ожесточенные в 10-е гг. Автор журнала «Варьете и цирк» (1916. № 1-2) приводит примерные расходы певички В., в месяц зарабатывающей 30 руб., а вынужденной тратить на самое необходимое не менее 125. Остро ставится и «алкогольная» тема. «В России не сумели выработать типа театра, на сцене которого можно было бы культивировать легкий „варьететный“ жанр, не прибегая к помощи буфета».- пишет автор журнала «Сцена и арена» (1914. № 9). В свою очередь, иностранцы высказывают пожелания «начинать несколько ранее так называемые „веселые“ зрелища и не сопровождать их обязательным ужином» (корреспондент газеты «Matin» — Столица и усадьбы. 1914. № 10). В борьбе за «равноправие» в 1914 было создано Российское о-во артистов В. и цирка (РОАВИЦ). Несколько раньше авторы-куплетисты, выступающие в В. и на садовых эстрадах, были приняты в Российское о-во драматических и музыкальных писателей с соответствующей охраной авторских прав.
После 1917 развитие В. (в сочетании с рестораном, как это сложилось в России), если не считать короткого периода нэпа, прерывается на несколько десятилетий. К 70-м гг. начинается постепенное возрождение В.-программ в больших ресторанах Москвы, Ленинграда, в курортных городах. Сначала, кроме оркестров, которые вечерами продолжали играть во всех ресторанах, давались отдельные эстрадные номера: танцевальные, вокальные, оригинальных жанров и др. С 1973 Москонцерт занялся формированием В.-программ для ресторана «Арбат» и др. Параллельно этим же стало заниматься Моск. объединение музыкальных ансамблей (МОМА, рук. И. Г. Ifepayc). В середине 80-х гг. выделяется самостоятельная фирма для руководства В. Создаются «Театры В.», работающие в ресторанах интуристских отелей, в Ленинграде (один из первых, в 1976, «Петерб. театр-В.», уже отметивший свое 25-летие), Москве, Таллинне, Риге и др., где с участием оркестра, танцевальной группы, вокалистов ставятся небольшие красочно оформленные и костюмированные ревю (шли «non-stop»). В 90-е гг. с изменением системы финансовых расчетов большинство ресторанов отказывается от постановочных В.-программ, ограничиваясь выступлением 2-3 артистов, иногда небольшой танцевальной группой и музыкальным ансамблем. Но В. продолжают существовать, принимая новые, рожденные временем формы — ночные клубы, широкая сеть которых появляется по всей стране в 90-е гг.
Формы  В. используются на ТВ в виде популярных в свое время «Голубых огоньков» и других подобных программ.
Лит.: Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; Ernst Gunther. Geschichte des Varietes. Berlin, 1981; Клитин  С. О некоторых формах эстрады. Актуальные проблемы воспитания акт. и реж. кадров // ЛГИТМиК. Л., 1987; Клитин  С. С. Эстрада. Л., 1987; Рейснер  М. Veritas delectans // Эстрада без парада. М., 1991.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100