В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Виа

Виа — аббревиатура «вокально-инструментальный ансамбль», получившая официальный статус в 1970 на IV Всес. конкурсе артистов эстрады. Возникли в едином потоке с первыми отечественными самодеятельными рок-группами в середине 60-х гг., постепенно из него выделившись. Творчество «Битлз» и их последователей, по разным каналам проникавшее в молодежную среду, произвело, по образному выражению А. Вознесенского, «электрогитари-зацию всей страны». Три электрогитары, ударные, электроорган, усилительная аппаратура, система микрофонов — состав ВИА говорил о том, что появилась некая советская разновидность англо-американской рок-музыки. Казалось, все молодое население, вооружившись гитарами, бросилось сломя голову в ВИА. Группы организовывались в рабочих клубах, в армейской худож. самодеят., в сельских домах культуры, в школах и жэках, в студенческой среде. Большинство участников обладали примитивным музыкальным опытом, не имели никакого специального образования, лишь немногие один-два года обучались в музыкальной школе или имели неполное среднее музыкальное образование. К началу 1974 количество только зарегистрированных ВИА по всей стране достигло 160 тыс. (в том числе самодеятельных), что составило свыше миллиона участников — молодежи в возрасте от 16 до 35 лет. В крупных городах число ВИА приближалось к огромным цифрам — от 200 до 400 и более ансамблей на один город. Стремительно росло и число профессиональных ансамблей, возникавших при всех филармониях: в 1982- 17 тыс., в 1983 зарегистрировано уже около 30 тыс.Взрыв ВИА не остался незамеченным. Деятели официального искусства, не сговариваясь, забили тревогу: «Профессия музыканта резко деградировала. Она стала чрезвычайно доступна. Доступна для всех желающих попробовать свои силы в этой области». «Потеряны основные критерии того, что хорошо, что плохо. Причем потеряны до такой степени, что даже музыканты уже сплошь и рядом не могут определить, кто стоит перед ними». Несмотря на ожесточенные споры, ВИА имели успех у публики, особенно молодежной, и, что немаловажно, благодаря громкости звучания, использованию техники помогали осваивать «стадионные» площадки. Советская песня в новой «биг-битовой» аранжировке вошла в репертуар первых официально появившихся на эстраде ансамблей. Это выглядело удачно найденной новой формой, как бы продолжающей линию традиционной «песенной» эстрады и одновременно осваивавшей лексику увлекательной для молодежи рок-музыки. И если со стороны руководящих инстанций рок-группы продолжали оставаться не только непризнанными, но и как бы незамеченными, то ВИА на том же этапе получили поддержку. Первый шаг сделали ленинградцы. В 1966 на концертной эстраде появился ансамбль «Поющие гитары», руководителем и участником его был Анатолий Николаевич Васильев. Участник самодеят. оркестра Ленингр. Дворца пионеров, он в начале 60-х гг. работал в ансамбле «Дружба» А. Броневицкого. В 1966 создал свой ансамбль, в который ввел три гитары, орган и ударные (впервые использовал самостоятельно сделанный ревербератор). Наряду с солисткой — вокалисткой Е. Федоровой запели все музыканты (отсюда название «Поющие гитары»). В «роковой» аранжировке зазвучали песни А. Колкера, А. Бабаджаняна, М. Блан-тера, Л. Книппера и многие др., русские народные песни «Тонкая рябина», «Калина» и др. Стремясь к созданию своего «театра песни», в 1975 обращается к большой синтетической форме рок-оперы «Орфей и Эвридика» (муз. А. Журбина, либретто Ю. Димитрина, реж. М. Розовский). Почти одновременно в драм, театрах вышли спектакли, созданные в русле бродвей-ских рок-опер («Тиль», «Звезда и смерть Хоа-кина Мурьеты» в «Ленкоме»). «Поющие гитары», встав на путь театрализации, также повернули искания ВИА в русло мюзикла, рок-оперы, тем самым открыли казавшееся весьма перспективным «театральное» направление музыкальной эстрады. Спектакль «Орфей и Эвридика» в концертном исполнении имел стойкий успех. По линии создания театрализованных программ и спектаклей с использованием света, декораций, балета, пантомимы пошли с большим или меньшим результатом многие ВИА: рок-опера «Красная шапочка» — «Пзлубые гитары» под рук. И. Гра-нова, эстрадная опера «Алые паруса» А. Богословского по А. Грину — «Веселые ребята» под рук. 77. Слободкина, рок-опера «Альтернатива» — ВИА «75» под рук. Р. Бардзимашвили, рок-мюзикл «Свадьба соек» — «Иверия» под рук. А. Басилаи и др. Всевозможные «музыкальные фантазии на тему», «музыкальные спектакли по мотивам», «музыкальные представления», «комедии с музыкой», «спектакли-песни», «драматические фантазии с музыкой» наряду с различными театрализованными эстрадно-музыкальными программами к началу 80-х гг. составили причудливую мозаику попыток театрализации. Но ни рок-опера, ни рок-мюзикл, действующие по особым законам драматургии, театра, хореографии, требующие особого актера, который умеет бегать, прыгать, фехтовать, быть акробатом и, одновременно, профессиональным певцом, у отечественных ВИА, в большинстве случаев, не выходили. В традиционном концертном исполнительстве (ВИА не только выступали с сольными программами, но обычно участвовали в сборных концертах, завершая их большим блоком своих песен) изначально наметились две линии: ориентация на советскую песню в «биг-битовой» аранжировке и на фольклорную лексику («фолк-рок»). Подлинными лидерами «фолк-рока» стали белорусские «Песняры» (1968, на основе самодеятельного армейского коллектива «Лявоны»), они не только получили всесоюзную (и международную) известность, но и влияли на общее развитие отечественных ВИА. «Песняры» под руководством Владимира Мулявина, как и многие другие подражая ансамблю «Битлз», обратили особое внимание на возможность возрождения фольклора в современных ритмах рок-музыки. Поначалу фольклор был воплощен на сцене в живых картинках из народного быта (подобные номера были широко распространены в начале века). Белорусские народные песни («Ты мне вясною приснилась», «Ой, рано на Ивана», «Скрипят мои лапти», «Купалинки», «Косил Ясь конюши-ну») соседствовали в репертуаре с традиционной советской песней («Темная ночь» Н. Богословского, «Вологда» Б. Мокроусова, «Березовый сок» В. Баснера, «Беловежская пуща» А. Пахмутовой и др.). Сотрудничая с композиторами самых разных поколений — О. Фельцманом, В. Шаинским, Д. Тухмановым, В. Резниковым, «Песняры» все больше внимания сосредоточивали на этнографических экспедициях, сборе народных песен разных эпох (от XI до начала XXв.). Этнографические изыскания проводились и по сбору старинных народных инструментов (первые ввели эти инструменты), одежды, всевозможной утвари (экспедиции проходили в отдаленных районах Белоруссии — Гомелыцина, Полесье, Брестчина). Постепенно, резко сократив
в репертуаре количество авторских песен, стали осуществлять одну за другой монументальные театрализованные вокально-инструментальные композиции, тяготеющие к формам кантаты, оратории, мюзикла («Павлинка», «Пинские шляхи»). Этапной стала театрализованная сказка на ст. Е. Евтушенко «Ванька-Встанька», решенная в духе русского фольклора (1974). Весной 1975 состоялась премьера оперы-притчи в семи картинах «Песня о доле» на текст поэмы «Извечная песня» Я. Ктшлы (пост. В. Яшкина). В «бит-опере» — так определили жанр «Песни о доле» сами авторы — соединились обрядово-хоровые традиции и традиции народного площадного театра, использовались старинные плачи, лирические и трудовые песни, обрядовые хороводы, вводилась старинная манера исполнения, музицирование на многочисленных народных инструментах (дудки, лира, цимбалы, трещотки).
Опыт белорусских «Песняров» на российской почве развивает ВИА из Челябинска «Ариэль» (лауреат VBcec. конкурса артистов эстрады, 1974), как и многие другие, родившийся в недрах самодеятельности. Прозвучавшие на конкурсе в обработке руководителя и участника ансамбля Валерия Ярушина (бас-гитара) русские народные песни «Ничто в полюшке не колышется», «Я на камушке сижу» и другие отличались бережным отношением к фольклору, «талантливым обогащением первоисточника современными гармониями и ритмами» (Н. Богословский // Коме, правда. 1975. 26янв.).
К фольклорному направлению примыкает и целый ряд ВИА. Русская народная песня, старинный романс дали жизнь ВИА «Добры молодцы» (руководитель Вс. Новгородцев, позднее, 1971, А. Киселев). В их исполнении прозвучали «Лучина», «Про комара». «Утушка луговая», «Вечерний звон», «Выходили красны девицы», «Что ты жадно глядишь на дорогу». В репертуар входили также песни композиторов Богословского, Фелъцмана, Тухманова, В. Добрынина. Антонова. По-своему прочитали русскую народную песню ВИА «Коробейники» («Всю-то я вселенную объехал», «Однозвучно звенит колокольчик»). Группа пошла и на смелый творческий эксперимент, обратившись к советской классике- поэме Г. Свиридова «Памяти С. Есенина». Огромным успехом пользовался старинный романс «Ямщик, не гони лошадей», прозвучавший в мягкой джазовой обработке в стиле 50-х гг. ВИА «Кобза» (1972), «Водограй» (1973) играли джаз-рок, основанный на украинском фольклоре. Преодолевая
трудности аранжировок традиционного одноголосного фольклора, внесла свой вклад в фольклорное направление группа «Ялла» (рук. Ш. Низамутдинов, затем Ф. Якубов, 1972); в инструментальный состав вводились народные дойра, тамбур, рубаб, обрабатывались старинные узбекские темы.
В русле традиционного концертного исполнительства работали многочисленные «песенные» ВИА. Пионером этого направления, имевшим свое индивидуальное лицо, оказались «Веселые ребята».
Как «песенный» коллектив получил известность ВИА «Самоцветы» (дебютировал в 1971). Его руководитель Юрий Маликов ориентировался на создание шоу-программ с танцевальными номерами, с участием артистов речевых жанров.
В 1975 из состава «Самоцветов» выделился ВИА «Пламя» во главе с музыкантом и композитором С. Березиным. Молодой коллектив привлек внимание известных композиторов, для него писали М. Фрадкин, Шаинский, Пахмутова, Г. Мовсесян. Внимание к авторскому слову, к содержанию песни (в отличие от многих ВИА, для которых главным становился ритм), к социальным мотивам отличало выступления «Пламени».
Но наряду с целым рядом ансамблей, по праву завоевавших любовь зрителей, появилось множество «однодневок», похожих и по репертуару, и по манере исполнения. Первый взрыв увлечения ВИА сходил на нет. К началу 80-х гг. они вступают в полосу кризиса, совпавшего с кризисом советской песни. Попытки отойти от идеологического клише застойных лет вызывают критику «сверху», всевозможные запреты. В 1983 создается квалификационная комиссия при Министерстве культуры РСФСР, через нее, чтобы получить право на публичные выступления, должны были пройти все ВИА. Уже в 1984 их количество по сравнению с предыдущим годом уменьшается вдвое (14 тыс.). К концу 80-х гг. мощный поток ВИА постепенно иссякает. На авансцену выходят рок-группы. Наиболее «устойчивые» ВИА превращаются в своеобразные музыкальные центры, осуществляющие функционирование артистических сил (центры Слободкина, Гранова и др.). Приемы, выработанные лучшими ВИА в области эстрадной театрализации, сценического воплощения песни, подхвачены и по-своему использованы различными «коммерческими» ансамблями конца 80-х — 90-х гг.
Лит.: ЗакВ., Подберезский  М. «Поющие гитары» // Муз. жизнь. 1968. № 6; «Ариэль» // СЭЦ. 1975. № 6; Завадская Н. Еще одна встреча с «Песнярами» // Муз.
жизнь. 1979. № 9; Петров Арк. «Поющие гитары» // Клуб и художеств, самодеят. 1979. № 4; Надеинский Е. Три вопроса к ВИА // Муз. жизнь. 1980. № 19; Яш-кин В. Вокально-инструментальные ансамбли. М., 1980; Саульский  Ю. Вокально-инструментальные ансамбли: пути развития, творч. Достижения, подлинные и мнимые // Муз. жизнь. 1982. № 7; Токарев Ю. ВИА и фольклор // Там же. 1982. № 10; Скороходов Г. Звезды советской эстрады. М., 1986. С. 118-128.
Л. К. Бубенникова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100