В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Галич А. А.

Галич (Гинзбург) Александр Аркадьевич
(19.10.1918, Екатеринослав — 15.12.1977, Париж) — поэт, бард, драматург. Детство прошло в Севастополе, Ростове-на-Дону, Баку; в 1923 семья переехала в Москву. Окончив девять классов, Г. поступил в Литературный ин-т на поэтическое отделение (1936). Одновременно, выдержав большой конкурс, был принят в Оперно-драматическую студию К. Станиславского (на драматическое отделение). В 1940 перешел в Моск. театр-студию под рук. А. Арбузова и В. Плучека, где в фев. 1941 состоялась премьера спектакля «Город на заре», ставшая событием театрального сезона. Г. был в числе авторов и исполнителем одной из главных ролей. В годы войны участвовал в работе фронтового театра. Постепенно, к середине 40-х гг., сосредоточился на литературной работе, как драматург и кинодраматург. Пьесы «Вас вызывает Таймыр» (в соавт. с К. Исаевым, 1948), «Пути, которые мы выбираем» (1953), «Пароход зовут „Орленок“» (1958), «Походный марш» (1957) и другие шли во многих театрах страны и за рубежом; по сценариям Г. снят ряд фильмов, среди них известная кинокомедия «Верные друзья». Песни «До свиданья, мама, не горюй» или «Все, что с детства любим и храним, никогда врагу не отдадим» пела вся страна. Но уже тогда что-то раздражающее официальные круги было в работах и во всем поведении писателя — внутренняя независимость, широта натуры, бесстрашие. Его долго не принимали в Союз писателей, лучшие пьесы «Матросская Тишина» (1956, готовилась к открытию «Современника» и дошла до генеральной репетиции), «Август» (1958) были запрещены.
«Театром» Г. стали песни. По воспоминаниям друзей, в молодости его неудержимо тянуло к роялю. С удовольствием и подолгу пел в компаниях «Маму», «Вдали белеет чей-то парус», репертуар А. Вертинского, П. Лещенко, Ю. Морфес-си, «жестокие» романсы. В 1961 записал на магнитофон песню «Леночка» — об «останкинской девочке» — сержанте милиции, ее встрече с эфиопским принцем. Эта песня стала «началом моего истинного, трудного и счастливого пути», напишет Г. в конце жизни. («Я вернусь…». М., 1993. С. 355.) За ней последовали «За семью заборами» (Мы, поехали за город, А за городом дожди. А за городом заборы, За заборами вожди. 1962), «Старательский вальсок» (Вот как просто попасть — в палачи: Промолчи, промолчи, промолчи, 1963), любимая автором «Спрашивайте, мальчики» (1964-1966) и др. «Магнитоиз-дат» мгновенно распространил эти песни, исполненные автором под собственный аккомпанемент на гитаре. Они ошеломляли неслыханной тогда мерой правды, дерзостной иронией, кричащей болью: «А вела меня в бой судьба, Как солдата ведет труба». Ни полунамеков, ни иносказаний — Г. вторгался в сферы, наглухо закрытые для подцензурной поэзии. В его песенной публицистике «Петербургский романс», посвященный тем шестерым, кто вышел на Красную площадь в знак протеста против ввода советских танков в Прагу; цикл, посвященный А. Ахматовой, О. Мандельштаму, Д. Хармсу, С. Михоэлсу, и многое др. Песня «Памяти Пастернака» была исполнена в зале Дома ученых Новосибирского академгородка в марте 1968, где проходил фестиваль авторской песни. По словам Г., это был его первый и последний открытый концерт, на который продавались билеты. После заключительных слов песни двухтысячный зал поднялся и мгновение стоял молча, что послужило одним из сигналов к идеологической борьбе не только с автором, но и шире — с авторской песней.
В творчестве Г. особый пласт составляют баллады, созданные по законам драматургии со своими персонажами, попадающими в различные жизненно узнаваемые, но абсурдные, с позиций здравого смысла, обстоятельства. Таков знаменитый Клим Петрович Коломийцев, мастер цеха, член бюро (цикл «Коломийцев в полный рост», 1968-1970); директор комиссионного магазина, разорившийся на скупке пластинок с речью Сталина, не в силах разобраться — «то ли гений он, а то ли нет еще». Предоставляя персонажу, маленькому человеку, возможность высказаться, Г. использует жаргон — так называемый иронически сказ (это дало основание сравнивать его с М. Зощенко), помогающий не только создать законченные, трагифарсовые фигуры героев, но и передать свое авторское к ним отношение. Как и многие барды. Г. использовал интонации городского романса, городской фольклор — частушку, блатную песню, шарманочные напевы. Его исполнение окрашивалось иронией, сарказмом, трагизмом, горькой насмешкой. Пренебрегая окриками, проработкой, угрозами физического уничтожения. Г. продолжал отстаивать право на свободу самовыражения. В 1971 его исключили из Союза писателей, в 1972- из Союза кинематографистов, в июне 1974 Г. вынужденно покидает Советский Союз. В эти последние годы написано около ста песен. Среди них «Я выбираю свободу» (1971), «После вечеринки» (1971), пронзительная «Когда я вернусь» (1972), «Опыт ностальгии» (1973) и др. На Западе продолжал выступать со своими песнями, имел успех, однако остро ощущал нехватку русской речевой стихии, новых типажей, сюжетов. Написал повесть «Блошиный рынок», поэму «Вечерние прогулки». Похоронен на русском кладбище под Парижем. Работу на радио «Свобода» сочетал с общественной и концертной деятельностью (Бельгия, Великобритания, Голландия, страны Скандинавии, Израиль, Италия, США, Франция, ФРГ). Член редколлегии журнала «Континент» со дня его основания. Автор более двухсот песен и стихотворений, большая часть впервые изданы на Западе. В изд-ве «Посев» (Франкфурт-на-Майне) при жизни Г. были изданы три книги: его стихов: Песни. 1969; Поколение обреченных. 1972. 1974; Когда я вернусь. 1977 (последняя подготовлена самим Г.). Записал за границей пластинку «Крик шепотом» и аудиокассету «Концерт в Тель-Авиве». «Возвращение» Г. на родину произошло в 1988, 5 июля состоялась отмена решения об исключении из Союза писателей. Спектакль «Галич» (по песням) пошел в Театре «Эрмитаж» (реж. М. Левитин), в том же 1988 в моек, театре «Третье направление» — «Когда я вернусь». Начали выходить публикации в отечественных литературных журналах, в 90-е гг. — сборники.
Соч.: Генеральная репетиция. М., 1991; Ни о чем не жалею. Кн. 1,2. М., 1991; Я вернусь… М., 1993.
Лит.: Ким  Ю. Поэт Ал. Галич // Театр, жизнь. № 9. С. 32; Швыдкой М. Пора возвращения // Театр. 1988. № 9; Фрумкин В. Не только слово: вслушиваясь в Галича // Муз. жизнь. № 14. С. 10-12; Нагибин  Ю. О Галиче — что помнится // Генеральная репетиция. М., 1991; Рубанова  И. Голос из хора // Искусство: Соврем, творч. процессы. М., 1993; Рассадин Ст. Уезжаю из дома, которого нет… // Век. 1997. 11-18 дек. № 47. С. 11; Аннинский Л. Счастливая несчастная Россия Галича // АП Арт-1998. Вып. 10. С. 2-5; Крылов  А. Как все это было на самом деле // Вопр. лит. 1999. Нояб. -декаб. (Вып. 6). С. 279-286.
Е.Д.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100