В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Гельцер Е. В.

Гельцер Екатерина Васильевна (02/14.11. 1876, Москва- 12.12.1962, Москва)- артистка балета. В 1894 окончила Моск. театральное уч-ще (педагог X. Мендес). С 1894 по 1935 была артисткой Большого театра (с перерывом в 1896-1898, когда работала в Мариинском театре). Исполняла ведущие роли во всех балетах репертуара, многие из которых создавались специально для нее, в частности, балетмейстерами А. Горским («Саламбо», 1910; «Корсар», 1912; «Любовь быстра!», 1913) и В. Тихомировым («Эсмеральда», 1926; «Красный мак», 1927).
Г рано начала участвовать в концертах. Уже в янв. 1902 хроникер «Моск. ведомостей» писал о ее выступлении в «Русской» из «Конька-горбунка», которую, по преданию, поставила для себя в 1860-х гг. А. Собещанская: «В Петербурге балерины часто появляются на эстрадах благотворительных вечеров. В Москве это до сих пор не практиковалось и г-же Гельцер принадлежит честь пионерки». Эту «Русскую» балерина танцевала многие десятилетия, вплоть до 1930-х гг.
В 1910-х гг. Г постоянно выступала в концертах, в том числе в Москве в Большом зале Благородного собрания, в Алексеевской Народном доме, в Петерб. консерватории, гастролировала в провинции, за границей (в 1910 — в Берлине и Париже, в 1911 — в Лондоне и городах США). В числе номеров, которые она исполняла, были национальные танцы (наряду с «Русской» также «Венгерский» и «Польский»), классические вариации и pas de deux из балетов, «Вальс-каприс» на муз. А. Рубинштейна, «Вальс», «Этюд» и «Ноктюрн» на муз. Ф. Шопена, «Голубой Дунай» на муз. И. Штрауса, «Юмореска» на муз. А. Дворжака, «Гавот» на муз. Ф. Госсека, «Вакханалия» на муз. А Глазунова. «Еврейская вакханалия» на муз. К. Сен-Санса. Многие номера ей ставил Горский, исполняла она и отдельные танцы в постановке М. Фокина («Умирающий лебедь»). Все рецензенты отмечали, наравне с техническим совершенством, редкую искренность и страстность в выражении чувств. А. Волынский писал в -Биржевых ведомостях«(18апр. 1913): -Вакханалия» Сен-Санса наэлектризовала публику. Сначала артистка передает сладкую изнеженность еврейской девушки, робкой в движениях своего чувства. Но мало-помалу ею овладевает страсть, и она кружится по сцене с диким энтузиазмом, отдаваясь внутреннему пламени. Ргкн с открытыми ладонями она вдохновенно простирает к небу«.
Обращение  Г. к концертной деятельности не случайно. Именно она, обладая одновременно виртуозной техникой и мимическим даром, умела увлечь своим темпераментом даже самого неискушенного зрителя, легко останавливала контакт с любой аудиторией. Один из примеров тому танец «Гений Бельгии», который Горский поставил на муз. марша Э. Меппакапо в 1914 в составе программы, включавшей танцы народов-союзников в Первой мировой войне. Позднее он исполнялся Г. как эстрадный номер, а после 1917 получил название «1е-ний революции». В развевающемся плаще, со сверкающим, увенчанным белыми перьями шлемом на голове, танцовщица гарпевала на пальцах, высоко вскидывая золото фанфару, звуки которой, казалось, звали толпы следовать за этой богиней победы.
Сохранилось немало свидетельств тому, какое значение имели выступления Г. для пропаганды классического балета в 1920-е гг. Она сама вспоминала: «Ежедневно звонили организации и просили участвовать в концертах. Я спрашивала, что они хотят, чтобы я танцевала. Всегда они отвечали: тот номер, где вы танцуете один после другого, т. е. pas de deux из балета „Дон-Кихот“, который я танцевала с В. Тихомировым». Балерина выступала в летних садах, выезжала в города провинции, танцевала в клубах, бараках, на разных случайных площадках. например перед лесорубами при свете автомобильных фар, как рассказывает В. Инбер (За многие годы. М., 1964. С. 315-316).
Г продолжала выступать на эстраде и в 1930-х гг., а в годы Великой Отечественной войны в Москве участвовала в концертах, сборы с которых шли на оборону, исполняя «Мазурку» и «Полонез» (с В. Голубиным).

Лит.: Мартынова  О. М. Екатерина 1ельцер. М., 1965; Красовская  В. М. Русский балетный театр начала XX века. Ч. 2: Танцовщики. Л., 1972.
Е. Я. Суриц



ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100