В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Гибшман К. Э.

Гибшман (фон Гибшман) Константин Эдуардович (1884-18.03.1942. Алеховщина, Ленингр. обл.) — актер комедии и эстрады, конферансье. Происходил из обрусевших остзейских немцев. Инженер по образованию. Участник видных театральных экспериментов «серебряного века» и эпохи «театрального Октября», близкий сподвижник В. Мейерхольда, Н. Еврей-нова и их окружения.
Сценическую деятельность начал в 1905 как актер Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Играл роль Первого мистика в «Балаганчике» А. Блока с Пьеро- Мейерхольдом (1906). Покинул этот театр вслед за Мейерхольдом (1907), гастролировал в составе его труппы по юго-западу России: в драме К. Гамсуна «У царских врат» играл Чучельника с Иваром Карено — Мейерхольдом (1908). В петерб. театре-кабаре Мейерхольда «Лукоморье» дебютировал как драматург пародией «Блэк энд уайт, или Негритянская трагедия», с набором якобы английских слов (соавтор поэт П. Потемкин, 1908); в 1910/ 11 ставил и играл ее же в «Доме интермедий» Мейерхольда. Выступал в летних театрах Куок-калы и Терийок; в кабаре «Бродячая собака» (1912-1915) и «Привал комедиантов» (1916- 1919); в группе мастеров студии Мейерхольда на Бородинской (1913). Кроме того, был актером «Веселого театра для пожилых детей» Евреинова и Ф. Комиссаржевского
(1909); «Невского фарса» В. Лин (1911); Троицкого театра миниатюр А. Фокина (1911-1913); «Кривого зеркала» А. Кугеля и Евреинова (1913); в сезоне 1913/14 исполнял свой репертуар чтеца-эксцентрика и заменял конферансье Н. Балиева на просцениуме «Летучей мыши» (Москва).
В 1919 сыграл в петрогр. «Эрмитажном театре» (руководитель Мейерхольд) главную роль Мужика в пьесе Л. Толстого «Первый винокур» (режиссер Ю. Анненков); тогда же выступал в театре «Студия» и написал для него кукольное урбанистическое обозрение «Цирк». После преобразования «Студии» в Малый драм, театр (1919) играл, в числе других ролей, Трумфа в комедии И. Крылова «Трумф» (режиссер С. Рад-лов) , выполняя по ходу действия серию кульбитов. В 1920-1922- актер театра «Народная комедия», участник цирковых комедий-импровизаций руководителя театра Радлова; играл Нижнего жильца в «Работяге Словотекове» М. Горького, затем Фальстафа в «Виндзорских проказницах» Шекспира и др. В 1926/27 исполнил свыше десятка ролей на сцене Ле-нингр. театра Сатиры (гл. реж. Д. Гутман). В 1939/41, не расставаясь с эстрадой, Г. возвратился к Радлову и в руководимом им Театре им. Ленсовета (в «Пассаже») сыграл Робинзона в «Бесприданнице» А. Островского и другие роли. Образцовое мастерство словодвижения, уменье «зеркалить» себя со стороны (терминология Мейерхольда), тонкий музыкальный слух, чувство ритма- все это сообщало непринужденную точность образно-смысловым решениям актера.
Главные творческие достижения Г. принадлежали эстрадному конферансу. Заторможенная эксцентрика и словно бы невольный гротеск определяли ракурсы и оттенки оригинальной маски Г., близкой маске маленького человека Ч. Чаплина, потерявшегося на дне жизни, маске, отчасти дополненной туповатым непониманием происходящего вокруг. Удивленно воспринимая причуды судьбы, весьма существенно выраженные в его личных маленьких невзгодах, и неловко пытаясь от них увернуться, герой Г. мрачновато замыкался в себе, отчуждался от зала: не искал сочувствия, а опасливо сторонился, отступал от зрителей, от объявляемых исполнителей, даже от предметов эстрадного убранства. Г. создал переливчатую маску конферансье поневоле. Выйдя на просцениум, терялся, пятился, запинался, пробовал в чем-то оправдаться. Спохватывался, косноязычно рекомендовал следующий номер и вздыхал с улыбкой облегчения, спешил поскорей улизнуть за кулисы, но по пути за что-нибудь цеплялся, путался в складках занавеса, судорожно отбивался от него руками… Словом, возникал смешной и грустноватый образ конферансье «наоборот»: не болтливого и развязного, а испуганного и скованного в слове и жесте. Находки антиконферанса целиком принадлежали Г. и преломили в эстрадном плане начала эпического театра Мейерхольда и его школы, пародийные негативы Евреинова, импровизационное самочувствие актера ранних спектаклей Радлова.
Г. снимался в кинофильмах «Женитьба», «Иудушка Головлев», «Поручик Киже», «Петр Первый» и др.
Зимой 1941-1942 вместе с женой и дочерью (И. Гибшман) во фронтовой бригаде. Во время переезда с концерта на концерт был ранен. Лечился в госпитале в селе Алеховщина. Рана заживала, он торопился на фронт… Умер за шахматной доской. Похоронен в селе Алеховщина Ленинградской области.
Лит.: ФлитА. Божественные конферансы // Жизнь искусства. 1923. № 17. С. 18-19; Владимиров  А. Эстрадный дневник // Рабочий и театр. 1934. № 21. С. 16; Дорохов А. Художник просцениума // Там же. 1935. № 7. С. 22; Воображаемый концерт: Сб. статей. Л., 1971; Золотницкий  Д. Зори «театрального Октября». Л., 1976; Тихвинский Вл. Минуты на размышления. М., 1978. С. 131.
Д. И. Золотницкий


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100