В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Глебова-Судейкина О. А.

Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна
(27.05/09.06.1885, Петербург- 19.01.1945, Париж) — актриса, художница. Родилась в семье служащего Горного института. В 1902-1905 училась в Театральном училище (класс В. Давыдова). В 1905 поступила в труппу Александрийского театра, через год перешла в театр В. Ф. Комиссаржевской, в 1909-1913 играла на сцене Суворинского театра. В начале 1907 вышла замуж за театрального художника СЮ. Судейкина, много раз служила ему моделью для станковых картин, настенных росписей «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов». В 1912 Г.-С. вошла в труппу Литейного интимного театра миниатюр, где станцевала главную партию в балете на музыку И. Саца «Козлоногие» (балетмейстер Б. Романов), ставшую вершиной ее хореографического творчества. В Литейном театре выступала также в балете-пантомиме «Выбор невесты», в оперетте «Забава дев» и др. В 1912-1918 была одной из активных участниц художественных программ петербургских литературно-артистических кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», где постоянно демонстрировала свои танцы (в том числе «Козлоногие»), была занята в постановках миниатюр. Стала мастером жанра миниатюры — танцовщицей, певицей, чтицей, мелодекламатором. Не имея хореографической подготовки, танцевала и в «Лебедином озере» П. И. Чайковского (1910. Суворинский театр), исполняла «Танец Саломеи» в кабаре «Бродячая собака». В 1913 создала образ Богородицы в «вертепе кукольном» «Рождество Христово» М. Кузмииа.
В своих театральных образах Г.-С. отражала тему Рока, важнейшую в ее творчестве (после революции сыграла роль Коломбины-Смерти в пантомиме «Веселая смерть» Н. Евреинова). Но венцом этой темы, воплощением неминуемой расплаты за греховную радость жизни остался танец героини миниатюрного балета «Козлоногие»: «…Великолепен костюм Г.-С, ее исступленная пляска, ее бессознательно взятые, экспрессивные для „нежити“ движения, повороты, прыжки…» (День. 1913. № 86. 30 марта). Ни одна русская актриса не удостоилась такого количества поэтических посвящений, сколько выпало на долю Г.-С. А. Ахматова поставила ее образ в центр «Поэмы без героя». Ей посвятили поэтические строчки лучшие поэты Серебряного века- М. Кузмин, А. Блок, И. Северянин и др. Г.-С. была одной из ведущих актрис нового для русской сценической культуры направления — кабаре и театра миниатюр. Ее синтетический дар удивительно совпал с жанровыми особенностями этого экспериментального театра. Мимолетность существования на малой сцене-эстраде заложена в ее творческой природе. Художественная элита Петербурга-Петрограда нашла в Г.-С. выразительниц)’ эстетического утопизма модерна. «Театрализация жизни», замкнутость в небольшом богемном кружке, послужили основой для создания одного из самых поэтичных мифов той поры — мифа Г.-С. как символа женщины Серебряного века. Сложные перипетии личной жизни после развода с мужем (1916) дополнили этот литературный миф, срослись с ее «маской» «Коломбины десятых годов», будто сыгравшей перед глазами «зрителей» Серебряного века трагическую арлекинаду.
После революции 1917 продолжала свои выступления на эстраде «Привала комедиантов». Стала одной из первых в России профессиональных манекенщиц, была одаренным художником, скульптором. В 1924 эмигрировала за рубеж. Жила сначала в Берлине, затем в Париже. В эмиграции зарабатывала изготовлением кукол, вышиванием, участвовала в художественных и кустарных выставках (1932). Изредка появлялась на литературных вечерах парижской эмиграции: читала стихи Кузмина, М. Струве (1934), И. Анненского (1935)^ А. С. Пушкина.
1937 участвовала в вечере, посвященном Музе Царского Села, где прочла стихи Анны Ахматовой. Последние восемь лет жизни провела в полном уединении, разводя дома птиц. Похоронена на русском кладбище Сент-Жене-вьев-де-Буа под Парижем.
Лит.: Мок-Бикер Э. Коломбина десятых годов. СПб., 1993.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100