В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Голейзовский К.Я.

Голейзовский Касьян Ярославич (Кар лович) (22.02/05.03.1892-04.05.1970, Москва)-балетмейстер. Засл. арт. БССР (1940), засл. деят. искусств Лит. ССР (1954). Получил хореографическое образование в Моск. и Петерб. театральных уч-щах (1900-1909, педагоги Н. До-машев, А. Ширяев, М. Фокин). С 1910 артист Большого театра. Первые постановки (1916) в театрах миниатюр «Летучая мышь», Мамоновс-ком и др. Всего на концертной эстраде им поставлено 360 номеров, относящихся, по его же определению, к «легкому, промежуточному и высокому стилю». К легкому могут быть причислены работы в театрах миниатюр; к промежуточному — «танцы герлс» и номера на фольклорной основе, к высокому- постановки на музыку Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Скрябина, С. Прокофьева и др. Не отрицая классического танца, Г. ратовал за его освобождение от штампов, создавал пластические речитативы и выразительные скульптурные композиции («Похоронный марш» Н. Метнера, 1921, «Белая месса» Скрябина, 1922). Реформировал танцевальный костюм, максимально облегчив его ради показа красоты обнаженного тела, что согласовывалось с его пониманием эротики как раскрепощающего начала. В этот период Г. стал общепризнанным главой моек, танце-
вального модернизма и постоянно подвергался критике, но в среде молодых танцовщиков всегда находил единомышленников. В 1922 они объединились в ансамбль «Камерный балет» (В. Ефимов, 3. Тарховская, В. Васильева, Л. Банк, Е. Адамович и др.). Эксперименты  Г. тех лет имели целью выявление максимальных возможностей человеческого тела, создание пластических метафор и расширение лексики танцевального искусства. Значительным этапом творчества Г. явилась пост, сюиты «Испанских танцев» на муз. И. Альбениса и Э. Гранадоса (1923), заявившая особый стиль интерпретации фольклора, отличающийся яркой эмоциональностью. Продолжал сотрудничать с театрами миниатюр- «Палас», «Кривой Джимми» (эффектный танец апашей поставлен им на песенку Ю. Милютина и Н. Эрдмана «Шумит ночной Марсель» для Е. Ленской и И. Лентовского). Увлечение джазом вдохновило Г. на создание «танцев герлс» (1928) в Моск. и Ленингр. мюзик-холлах. Они отличались от западных образцов отсутствием канканирующих движений, разнообразием танцевальной лексики, включавшей приемы эксцентрики и народного танца. Строились на сложнейших ритмических рисунках, требовавших от исполнительниц высокой квалификации- музыкальности, чувства ансамбля. В конце 20-х и в 30-х гг. Г. создал множество эстрадных номеров, в том числе: «Танец с папиросами» на муз. А. Казелла в исполнении А. Фин (позднее А. Крупениной) и В. Бурмейстера и несколько концертных программ. Среди них программа для артистов Большого театра (1929), включавшая сюиту «Хореофрагменты» на муз. И. Дунаевского, с которым Г. плодотворно сотрудничал. Она завершалась «Синкопи-кой» — «танцем герлс» в исполнении балерин Большого театра — беспрецедентным фактом, свидетельствующим о сенсационном успехе этого жанра. Особым направлением Г. стала работа с танцовщицами Востока: в начале 30-х гг. для Сильвии Чен номера на муз. К. Дебюсси, Скрябина, М. де Фальи, Дунаевского, позднее для А. Ким номера на основе бирманского, корейского, индонезийского фольклора. Г. являлся знатоком русского фольклора, создал множество номеров: от танцев в балете «Советская деревня» (1931), сюиты «Старинные русские пляски» (1946) до «Русского танца» на муз. П. Чайковского (1964). В конце 30-х гг. у Г. преобладают постановки на основе различного фольклорного материала, осуществленные в ансамблях песни и пляски (ВЦСПС — 1938, НКВД- 1942, Пограничных войск- 1943) и для декад национального искусства (Узбекского — 1937, Таджикского — 1941). Г. любил работать с детьми и ставил номера для Ленингр. и Моск. хореографических уч-щ, которые исполняются до сих пор («Цыплята» на муз. М. Мусоргского, «Топ-топ» Дунаевского и др.). Продолжал создавать номера для творческих вечеров артистов академического балета и эстрады (О. Лепешинской -1943, А. Ределъ и М. Хрусталева- 1944, М. Плисецкой- 1949, Н. Конюс- 1950, Ким и Ш.Лаури-1953). Наступление первой «хрущевской оттепели» позволило пересмотреть взгляды на ранний период творчества Г. и возобновить созданные им постановки. В последние годы жизни Г. показано несколько его программ (в 1960, 1962, 1966, 1968), в которых были представлены и новые шедевры — «Нарцисс» на муз. Н. Черепнина в исполнении В. Васильева, «Мазурка» Скрябина в исполнении Е. Максимовой, «Печальная птица» М. Равеля в исполнении Е. Рябинкиной. При том, что прямых учеников у Г. не было, его личность оказала огромное влияние на многих деятелей русской хореографии, а творческие открытия обогатили все ее жанры.
Лит.: Сидоров  А. Очередные задачи искусства танца // Театр и студия. 1922. № 1/2. С. 14-17; Слонимский  Ю. Советский балет: Материалы к истории сов. театра. М.; Л., 1950. С. 48-52; Лопухов  Ф. Шестьдесят лет в балете: Воспоминания и записки балетмейстера. М., 1965. С. 234-236; Красовская  В. Статьи о балете. Л., 1967. С. 198-199; СурицЕ. Хореографическое искусство двадцатых годов. М., 1979. С. 156-290; Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество: Сб. ст. М., 1984; Шереметьевская  Н. Танец на эстраде. М., 1985. С. 77-113.
Н. Е. Шереметьевская


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100