В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Гранов И. Я.

Гранов Игорь Яковлевич (род. 09.02.1938, Москва) — композитор, исполнитель, продюсер. Засл. арт. РФ. Доктор искусствоведения (1997) и почетный профессор Междунар. Академии наук (Сан-Марино). Окончил Музыкальное уч-ще им. Октябрьской революции по специальности дирижер-хоровик (1956); Высшие режиссерские курсы при ГИТИС (1973). Руководил хором в музыкальной школе им. И. Дунаевского, с 1957 в ВГКО (Москонцерте) как пианист-аккомпаниатор (работал также в составе концертного ансамбля трубача М. Волаха). Увлекался джазовой импровизацией. Тогда же начал писать первые песни- «Колыбельная», «Березки русской стан белоснежный» и др. В 1958 создал небольшой джазовый коллектив (фортепиано, контрабас, ударные, гитара), в репертуаре произведения советских композиторов в обработках Г., джазовая классика; вместе с певицей Т. Миансаровой — лауреат Междунар. фестиваля в Хельсинки (1959). С ансамблем Г. певица подготовила песню «Пусть всегда будет солнце» (А. Островского — Л. Ошанина), которая принесла ей лауреатство в Сопоте. В ансамбле Г. получили известность сменившие Миансарову певцы Л. Барашков, А. Ведищева. Плодотворным оказалось сотрудничество (1961-1969) с эстрадным автором и конферансье Э. Радовым, ему принадлежали тексты многих песен Г. Популярность имела песня «20-й век» — исполняли квартет «Аккорд» (Ш. и 3. Харабадзе, И. Мясникова, В. Лынковский), Э. Горовец; «Балалайка, гитара и я» — Л. Гурченко и др. В исполнении Ведищевой пользовалась успехом песня Г. на ст. Л. Дербенева «Человек придумал песню» (1968). В 1968 вслед за ленингр. «Поющими гитарами» Г. создал «Шлубые гитары» (инструментальный состав: три гитары, ударные, клавишные). Начал активно концертировать. Песня  Г. «Романтики-мечтатели» (ст. П. Леонидова, 1970) стала заставкой концертов. В репертуаре ансамбля песни советских композиторов: Я. Френкеля, О. Фелъцмана (с его песней «Будь как совесть», ст. Р. Гамзатова, стал лауреатом Междунар. конкурса эстрадной песни «Братиславская лира», 1973), В. Шаинского; оригинальные аранжировки Г. народных песен «Коробейники», «Вдоль по Питерской». «Калинка», «Во кузнице» с использованием народных инструментов (бубна, трещоток, ложек) расширили палитру красок ансамбля: песни Г. «Я тебе пригожусь», 1973, «О Москве» (ст. О. Милявского), «Первый поцелуй» (ст. Дербенева) — обе 1974, «Сказка» (ст. Н. Олевак 1975. «Дождь» (ст. О. Гад-жикасимова), 1976. «Вишня» (ст. Ю. Гарина), 1979, «О чукче» (ст. Дербенева), 1980, цикл песен на стихи С. Есенина и др. Как композитору Г. близко лирико-романтическое направление, также пишет песни гражданственные, шуточные. Лучшие песни отличают доброта, оптимизм.
«Голубые гитары- один из первых ВИА, устремившихся на шть театрализации. Стойкий успех имел мюзикл Г. „Красная шапочка, Серый волк и .Голубые гитары“», 1976 (авторы Л. Измалов. М. Задорнов. А. Хаит, реж. Г.; Волк — В. Ма.1ежик. Баба-Яга — Р. Бабаян, Красная шапочка — Н. Киреева). Танцы ставил балетмейстер П. Гроднецкий. с которым Г. сотрудничал и в дальнейшем. Отдельные номера из оперы вошли в концертные программы: инструментальная пьеса Г. «Облава на волков», шуточные песни («Я не люблю охоту на зверей» и др.). Вслед за первым удачным сценическим опытом последовали мюзиклы «Телешоу», «Телепанорама» (авторы Измайлов и В. Чудодеев). В ансамбле Г. начинали известные впоследствии композиторы, музыканты, певцы: И. Крутой, П. Бабаков, Н. Шеманкова, П. Подгородецкий, О. Сорокин, А. Пузырев, С. Макеев. В 1990 создал экспериментальный театр-студию «Музыка» — первый спектакль мюзикл «Музыкальный гороскоп», в котором наряду с «Голубыми гитарами» были заняты известные артисты (И. Отиева, Л. Вайкуле, Е. Петросян и др.), шел в зале гостиницы «Космос». В программе «Музыкальный аукцион» наряду с С. Ротару, М. Муро-мовым, И. Николаевым, А. Розенбаумом, ансамблем «Веселые ребята», джаз-ансамблем «Аллегро» были задействованы молодые артисты. В силу ряда причин театр в 1993 был преобразован в «Дом эстрады, сценографии и менеджмента», художественное руководство которым продолжал осуществлять Г.
Как режиссер Г. участвовал в проведении многих фестивалей, праздников, больших концертных программ на стадионах, во дворцах спорта, Кремлевском Дворце съездов. В 1969-1970 гастролировал с группой Моск. мюзик-холла (дирижер и музыкальный руководитель) по Латинской Америке, в Мексике, Канаде. Много гастролировал по стране и за рубежом (в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке) с «Голубыми гитарами». Вице-президент МСДЭИ.
Лит.: Студенч. меридиан. 1976. № 5; Скороходов Г. Звезды советской эстрады. М., 1986. С. 124, 178-179.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100